World Wide Community — форум для всех

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » World Wide Community — форум для всех » Англия » Христианство в Англии


Христианство в Англии

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Православная Англия

В ноябре прошлого года во время поездки в Лондон мне удалось побывать в местах, связанных с личностью митрополита Сурожского Антония. Это кафедральный собор Успения Божией Матери и Всех Святых и могила владыки на Бромптонском кладбище.

КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ И ВСЕХ СВЯТЫХ

Собор, настоятелем которого долгие годы был митрополит Антоний (Блум), находится в центрально части Лондона — районе Найтсбридж. Это в пяти минутах ходьбы от Гайд-Парка, места, безусловно, известного каждому. Глядя на храм с улицы, трудно даже предположить, что в нем находится православная церковь.

http://azbyka.ru/forum/blog_attachment.php?attachmentid=10934&d=1390220357

А дело в том, что это бывшая англиканская церковь Всех Святых, построенная в 1849 году в Ломбардском стиле. В XIX–XX вв. приход насчитывал до 5000 человек.

http://azbyka.ru/forum/blog_attachment.php?attachmentid=10935&d=1390220364

При входе в храм и теперь висит мемориальная доска в память о прихожанах — солдатах Первой Мировой войны, погибших на её фронтах.

В 1955 году англиканский приход был объединен с другим, а церковь передали русскому приходу, после чего храм освятили в честь Успения Божией Матери. В 1978 году здание было выкуплено в собственность Сурожской епархией.

http://azbyka.ru/forum/blog_attachment.php?attachmentid=10936&d=1390220371

Внутренняя отделка выполнена в технике сграффито (принцип которой основан на процарапывании верхнего тонкого слоя штукатурки до обнажения нижнего слоя) еще в начале XX века. Но, несмотря на внешние стилистические отличия, по духу церковь все-таки православная. Это ощущается, как только переступаешь её порог.

Впервые я пришел в собор в день приезда, в воскресенье вечером. Людей было совсем немного, шло венчание. В воздухе чувствовался аромат ладана, воска, а хор пел: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». И на какое-то мгновение мне показалось, что я никуда вовсе и не ехал, а просто пришёл в православный храм у себя на Родине.

http://azbyka.ru/forum/blog_attachment.php?attachmentid=10937&d=1390220384

Собор Успения Божией Матери и Всех Святых открыт для богослужений каждый день. Среди прихожан много русскоязычных. Вообще, по некоторым данным, общее число жителей с русскими корнями достигает в Великобритании 300 000 человек. Православная община Великобритании является третьей по численности среди христианских, насчитывая до 250 000 верующих, и для некоторых она стала едва ли не единственной возможностью сохранить духовную связь с Родиной.

Среди прихожан собора много и англичан. Стоит отметить, что в храме можно увидеть иконы святых, которые жили еще до разделения христианства на Западную и Восточную Церкви: Патрика Ирландского, Дэвида Уэльского, святого Ниниана и других. Сейчас эти святые почитаются преимущественно католиками и англиканцами, но в том, что их иконы находятся в лондонском храме — напоминание о том, что и Православие, и Католицизм принадлежат к общему, «вселенскому», христианству.

При храме работают школа и детский сад, проводятся пастырские беседы на русском и английском языках, действует библиотека, курсы английского языка, организована работа социальных служб.

Во многом такая открытость Православия и влияние его на жизнь многих коренных англичан — заслуга митрополита Антония. В статье «Быть православным в Англии» он так сформулировал основную роль Православной Церкви: «…Мне было отрадно иметь титул чисто русской, древней, но, кроме того, миссионерской епархии, потому что я рассматривал нашу роль на Западе как миссионерскую. Не в том смысле, чтобы я думал об обращении всех англикан в православную веру: это, во-первых, немыслимо, и, во-вторых, я бы сказал, нежелательно, потому что такой быстрый переход из одной веры к другой обыкновенно не держится. Миссию я, а теперь и мои сотрудники понимаем так: мы здесь голос Православной Церкви русской традиции. Мы не обязательно должны обращать людей в Православие, но должны дать людям знание о Православии, любовь к Православию и должны передать верующим различных вероисповеданий те частицы, осколки православной истины, которые они сейчас могут впитать, понять и пережить».

Код:
Адрес собора:
The Russian Orthodox Church
67 Ennismore Gardens
London SW7 1NH
United Kingdom
http://sourozh.org
+44 20 7584 0096

БРОМПТОНСКОЕ КЛАДБИЩЕ

Митрополит Антоний похоронен на Бромптонском кладбище. Оно расположено к югу от станции метро Earl's Court и в минутах 40-50 ходьбы от Собора Всех Святых, открыто для посещения ежедневно с 8 до 16 часов.

Основанное в 1837 году, кладбище находится в собственности государства, и, возможно, поэтому там сохранилось так много старых захоронений. Это очень тихое место, и лишь кружащие в небе над Хитроу самолеты напоминают о быстротечности всего сущего и о том, что времена правления королевы Виктории давно минули.

http://azbyka.ru/forum/blog_attachment.php?attachmentid=10938&d=1390220391

Могила митрополита Антония расположена рядом с центральной аллеей с западной стороны и на схеме отмечена крестиком. Около неё всегда цветы, поэтому не заметить её трудно.

Думаю, что уместным будет процитировать слова Владыки, которые он высказал в интервью: «Смерть нас окружает все время, смерть — это судьба всего человечества. Сейчас идут войны, умирают люди в ужасном страдании, и мы должны научиться быть спокойными по отношению к собственной смерти, потому что мы в ней видим жизнь, зарождающуюся вечную жизнь. Победа над смертью, над страхом смерти заключается в том, чтобы жить глубже и глубже вечностью и других приобщать к этой полноте жизни».

http://azbyka.ru/forum/blog_attachment.php?attachmentid=10940&d=1390220407

Код:
Кладбище находится по адресу:
Brompton Cemetery
Fulham Road
London SW10 9UG 
United Kingdom

Я познакомился с работами митрополита Антония не так давно. Даже помню точно тот день — 4 августа 2013 года, 10-летие со дня преставления Владыки. Поначалу меня заинтересовал именно формат общения священника и прихожан — это беседы, совместные размышления, предполагающие диалог, пробуждающие в слушателях или читателях живую мысль о темах важных и вечных. Позднее я обратил внимание и на то, с какой открытостью, искренностью и верой митрополит говорит о сложном, сохраняя ясность и простоту мысли. Эти грани его личности, отчасти, объясняют масштабы его миссионерской деятельности, влияние которой выходит за пределы только лишь Православной Церкви.

Я очень рад, что мне удалось побывать в местах, связанных с жизнью митрополита Антония, и приоткрыть для себя Англию, которой я ранее не знал. И убеждён, что новые поколения верующих сохранят богатое наследие духовного отца Сурожской паствы.

http://azbyka.ru/forum/blog_attachment.php?attachmentid=10942&d=1390231708

* * *

Об авторе

Медин Николай, родился 18 апреля 1982 года в городе Хмельник Винницкой области. В 2005 году закончил Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт», факультет прикладного системного анализа. Живёт и работает в Киеве. Прихожанин римо-католического костела св. Александра.

Николай Медин

2

Святые Англии

Почитание всех святых, просиявших на Британских островах и в Ирландии, Священный Синод Русской Православной Церкви официально утвердил 21 августа 2007 года, благословив соборное ежегодное празднование дня этих святых. Этот праздник в честь всех святых, живших в Англии и Ирландии до 1054 года, когда большая часть Западной Европы трагически отпала от единой Церкви. Память всех святых Британии и Ирландии впредь будет отмечаться в третье воскресенье по Пятидесятнице. Синод также постановил, что имена этих святых будут занесены в календарь Русской Церкви, как только будут изучены их жития, подвиги и история почитания.

http://www.pravoslavie.ru/sas/image/100226/22621.b.jpg
Икона Собора всех святых Британии и Ирландии

Церковь на Британских островах в I тысячелетии была частью единой, святой, соборной и апостольской Церкви. За всю историю Православия на Британских островах было явлено не менее 950 святых, имена и дни памяти которых нам известны. Это святые как Англии, так и Ирландии, Уэльса, Шотландии, Корнуолла и отдельных маленьких островов. Большинство святых имеют местное, региональное значение, они были известны и почитаемы в каких-то отдельных графствах, маленьких государствах, городах или даже деревнях на территории Британии. Несколько десятков святых Британских островов имеют общенациональное значение, их вклад во Вселенское Православие велик, поэтому можно смело сказать, что их значение универсально. Немало святых Британии были широко известны и далеко за пределами своей страны.

На Британских островах существовали совершенно разные типы святости. Среди райских небожителей, теперешних молитвенников небесных, живших некогда в Англии, люди бедные и богатые, простые и образованные, ученые и богословы. Также отшельники, аббаты и аббатисы монастырей, священники и епископы, короли и королевы, мореплаватели и проповедники, монахини и девы, миряне. Конечно же, с самых первых веков христианства до середины XI века было в Англии и много мучеников.

Святые Англии не всегда были англичанами по национальности, многие приезжали из других стран, и наоборот, многие миссионеры, просветители, покидали Британские острова и уезжали в другие европейские земли проповедовать, основывать монастыри. Особенно много таких миссионеров было среди ирландских (кельтских) монахов. В Британии в каждой области существовали монастыри, славившиеся святой жизнью своих насельников, а также культурой и ученостью. Существовало множество как мужских, так и женских монастырей. Подвижники основывали даже по нескольку монастырей. Благочестивые правители помогали утверждать обители. На западе, в Уэльсе и Ирландии, а начиная с VII века — и в Англии монахи были очень образованными, изучали Священное Писание, толкования, труды святых отцов, как богословские, так и светские науки, философию, греческий, латынь, древнееврейский, имели огромные библиотеки, скриптории.

В Англии создавались замечательнейшие духовные, церковные гимны, песнопения, службы. Большинство из них, к сожалению, было уничтожено в период завоевания страны Вильгельмом I в XI веке и во время реформации в XVI веке. Но некоторые части служб нескольким праздникам и святым милостию Божией дошли до наших дней и активно используются в богослужениях. Особенно много сохранилось от древних служб святому королю мученику Эдмунду. И сейчас в Англии, когда налицо постепенное (хотя и медленное) духовное возрождение страны, возвращение к древним, православным корням, сочиняются, пишутся службы и акафисты святым, некогда почитавшимся в Англии и даже за пределами страны, но позднее почти совершенно забытым на долгие столетия.

Ниже предлагаем статью о святости в Британии настоятеля церкви святителя Иоанна Шанхайского в Колчестере протоиерея Андрея Филлипса, уже много лет изучающего святость на Британских островах и в Ирландии.

Дмитрий Лапа

Святость в Англии

Как печально, что Православие часто ассоциируется только с Восточной Европой. Совершать такую ошибку — значит игнорировать, что православную веру исповедовали многие народы за пределами Восточной Европы — от Ирландии до Индии, от Швеции до Судана. Если все это мы не будем принимать во внимание, считая Православие культурно ограниченным, то окажется, что мы прячем настоящую природу этого «простого христианства» — Православия. Это значило бы умалчивание о целой и неотъемлемой части Небесной Церкви и о тех многих людях, кто до сих пор исповедуют православную веру. Эти люди населяют все христианские земли нашей планеты. Несмотря на наши многочисленные попытки заглушить веру Церкви человеческими делами, спрятать и растворить ее под человеческим сердцем и зрением, вера Церкви, основанная Христом, остается невредимой. Можно принять в Церковь ложное понимание Христа, как это сделали монофизиты и несторианцы на Востоке, также можно принять неверное понимание Святого Духа, как сделали римо-католики и протестанты на Западе, но православная вера останется прежней. Это вера Христова, это действие Святого Духа через Церковь в человеке — вот что такое православная вера. Разве это вера императорских дворов и церквей имений? Разве это вера папских дворов и государственных храмов? Или это церковь тех, кто отверг воплощение Церкви, которая не от мира сего, ради какого-то там гуманизма? Нет. Это вера людей, живущих духовной жизнью, живущих на земле, как на небе. И если мы ищем место окончательного исполнения нашей веры, то мы должны искать Царствие Божие. Ибо только в Царствии Христовом народы находят свое внутреннее «я»; только там, пребывая в благодати Божией и преображаясь в святости, обретает духовное значение и идентичность любой христианский народ.

Вот почему я и хотел бы поговорить об Англии и ее святых, пребывающих в Царствии Небесном, и хотел бы рассмотреть значение нашей страны — одной из древнейших христианских стран мира. Ибо в раю обитает сообщество святых мужей и жен Англии, в своей земной жизни исповедовавших благородную и кроткую веру, веру англичан, вмещавшую в себя все самое лучшее и красивое — все, что духовно благоухает в сердце этого народа.

Среди них есть святой Албан, стоявший за веру Христову и принявший мучения за духовную независимость; он свидетельствовал о присутствии Божием в этом мире, получив великий дар Духа Святого — благодать, которой творил чудеса.

Святой Освальд — земной король, «в постоянной молитве трудившийся ради Небесного Царствия», — показал и свое Небесное Отечество, воздвигнув большой крест ради славы Божией и «сим победивший» языческого противника при Хэвенфилде (Райском поле).

Святой Кутберт, которого долго помнили как чудотворца всей Британии, муж добрый и сердечный, «служил своему Творцу и видел, как тварь служит Ему», боролся с бесами на уединенном островке, живя в тяжелейших условиях севернее берега Англии. Он возносил дух к радостям Горнего мира.

Святой Гутлак, по духу сравнимый с великими египетскими отцами-пустынниками, подвизался в районе Фенленд (Край болот), со всех сторон окруженный болотами Линкольншира. Он вел войну с врагом рода человеческого, с древним драконом, искусителем. Гутлак «беседовал с ангелами о небесных тайнах»; из его уст исходило благоухание, «подобное аромату сладчайших цветов». Его уход из земной жизни сопровождался появлением «огненного столпа, поднявшегося от земли до самого неба — по сравнению с ним солнечный свет казался бледным».

Святой Беда Достопочтенный написал историю раннего духовного становления Англии. Он был праведным и ученым мужем, «свечой, горящей силою Святого Духа» в эпоху «темного века». Его душа стремилась «увидеть своего Небесного Царя Христа в Его славе».

Святой Свитин — мягкий и достойный епископ Винчестера, английский «святой, связанный с дождем», — просиял своими чудесами, совершенными Самим Живым Богом.

А вот тот, о ком написано: «Английская земля не лишена Божиих святых, пока в ней лежат такие угодники, как этот святой король», — «святой Эдмунд, король и мученик, мудрый и честный, всегда почитаемый своим народом… Он был щедр к нищим и вдовицам, как родной отец с любовью управлял своим народом и был настоящим праведником». Святой Эдмунд, король-страстотерпец, подражая Христу в Гефсиманском саду, предпочел скорее принять добровольные муки и смерть от рук неверных, чем защищать себя мечом.

Среди святых небожителей Англии и святой король Альфред, названный Великим, ставший настоящей легендой англичан. Его называли «любимец Англии», он отличался мудростью и искусством во всех ремеслах. Альфред не только спас свою страну от язычников, но и возрождал и всячески поддерживал образование и монашество, пришедшие к тому времени в крайний упадок.

Святой Дунстан, просиявший в X веке, был родом из древнейшего святого места Англии — Гластонбери. Он жил в тяжелый период, когда страна особенно нуждалась в таком архипастыре, каким он был: любящим отцом своей паствы и покровителем духовного возрождения Англии. Он был наставником того проповедника, который написал такие слова: «Христос — Золотое Цветение; Он обитает и правит вместе со святыми душами». Святой Дунстан покровительствовал винчестерской школе, украшавшей английские рукописи красивыми и благодатными иконами; был покровителем английской простоты, скромности и сердечности, которой не знали ни Рим, ни Константинополь.

Биртнод, английский элдормен в Мэлдоне, защищаясь, говорил с мужеством об англичанах: «Когда наша мощь ослабеет, наши мысли станут более сильными, сердца — более проницательными, а мужество — более крепким».

Рядом с Господом стоит Пресвятая Богородица Мария, в то время просиявшая Своими чудесами в одной деревне Норфолка [1], обещая Небесное Царствие всем, кто останутся верными в будущем «темном веке». Она обещала защитить Английскую землю от диавола, принести утешение, тепло и спокойствие, то, в чем Англия так нуждается сегодня. А вскоре Английская земля стала страдать под тяжестью феодализма и гнета; гармония, культура и единство прежних времен были навеки утеряны; нация разделилась на господина и раба, а Церковь — на клирика и мирянина, между которыми возникла пропасть. «И они начали повсюду строить замки, по всей стране, закрепощая и угнетая несчастных людей, а дела шли все хуже и хуже. Если на то воля Божия, да будет благой конец». Святость покинула правителей и оставила сердца высших клириков и ученых, ибо все они уже не были достойными; она нашла себе пристанище в сердце нации — у простых людей и монахов — единственных, кто остался верным Христу.

Норманнские бароны развязали гражданскую войну, и «люди открыто заговорили, что Христос и Его святые заснули… лукавый пришел править страной». Английская земля стонала от жестокого угнетения, принесенного с собой в страну чужеземцами с севера. Это иго было намного ужаснее, чем все остальные до него, ибо оно повлияло и на церковные дела, а не только на светские. Спасение стало труднодостижимым, и люди начали уходить из «Церкви» к единственному источнику спасения — созерцательной жизни вместе с монахами и отшельниками: «Только среди монахов, живших добродетельной жизнью, можно было обнаружить праведность на этой земле». Монахи, монахини, отшельники и низшее духовенство были отрезаны от мира, и их жизнь большей частью была стесненной и трудной, что становилось источником праведности и вселяло дух молитвы. Только это приводит к Царствию Небесному. Дух старой Англии был отнят у нее, страна подчинилась феодальным лордам, которые застроили ее замками, «наполненными демонами и злыми людьми», и громадными и мрачными церквями, возводившимися ради славы падшего человека, его жажды власти и земных богатств. Их шпили возносились почти до самого неба — к Богу, Которого знали древние англичане и о Котором все еще тосковал простой народ. Почти три века продолжалось это угнетение, старые духовные традиции Англии были погребены под мраком ужасов Средних веков.

Только когда имперская гегемония начала разваливаться, Англия снова вздохнула с облегчением. Строители новой Англии создали новую архитектуру, основанную на легкости и тонкости древних времен, простоте и тепле прежних английских храмов. Любовь к необычному и причудливому отразилась в настенной живописи и резных украшениях. Национальная идентичность выражалась в сказках о Робине Гуде, сочинявшихся теми, кто искали свободы от угнетателя под сенью зеленого леса. Джеффри Чосер (1340–1400) писал о тех, кто держал свой путь в Кентербери «из всех уголков каждого графства Англии». Молитвы многих и многих возносились к небесам в эпоху мистического расцвета Англии: Ричарда Ролла, матери Джулианы и всего «сонма неизвестных» — несчетного множества неявленных миру отшельников и отшельниц, простых мирян, трудившихся в истинном духе и терпевших страдания. У Уильяма Ленгленда (1330–1400) в «Видении о Петре Пахаре», духовном пахаре широких и зеленых английских земель, главный герой «одним майским утром, устав от своих скитаний, прилег отдохнуть среди Молвернских холмов на широком берегу одного ручья, и ему приснился удивительный сон». В этом сновидении ему привиделась святая Церковь: это было подлинно духовное видение Церкви, сохранившейся в неизменности и чистоте у английского народа, несмотря на все лжеучения, которыми изобиловали те годы. «Я стану паломником и дойду до края земли в поисках Петра Пахаря», — прокричал голос английского народа, голос подлинной Церкви Английской земли. Горячее желание чистоты веры жило в сердце каждого, даже самого бедного крестьянина, и это длилось довольно долго.

Но спустя столетие голос народного духа зазвучал громче, а неудовлетворенность возросла до такой степени, что ее уже невозможно было сдерживать. Но иго, сломленное Реформацией, сменилось новым — игом короля. И в который раз за историю страны праведность сосредоточилась в сердце простого народа, с его любовью к Библии (ведь только Библия была спасена после разорения Средних веков). У народа было видение Иерусалима, той Небесной Церкви, которую старались сохранить в своих душах на протяжении веков с надеждой на то, что она приведет их ко спасению. Это было духовное видение, им жили благочестивые люди изо дня в день. Видение это вдохновило великого духом Шекспира (1564–1616), их современника, иногда писавшего об этом духе и словами выражавшего надежды людей и красоту, которую они лелеяли. Этот дух также вдохновлял священника и поэта Томаса Трахерна (1636–1674), открывшего «Путь к блаженству», вдохновлял искренних и добрых людей, таких как Джордж Герберт и Генрих Воган, питал всех праведников английской нации.

Но снова иго сменилось: король был низложен, и хомут перешел в руки землевладельцев и возраставшего класса предпринимателей. Душа народа была сильно потревожена, и простые люди оказались снова жестоко угнетаемы. Для народа теперь исчезла всякая земная надежда: его единственной надеждой стало спасение, к которому он усердно стремился, несмотря на то, что был окружен сплошным богохульством. Люди были полны такой же нежности и любви, с какой Священное Писание было переведено для них на английский язык в предыдущем столетии. А когда Уильям Блейк (1757–1827) писал о своем видении этого зеленого и милого острова, о видении им Иерусалима, то с горечью говорил о тех, кто пытался построить рай на земле — безбожную империю. Он с сожалением писал о тех, кто хотел уничтожить все лучшее — самое прекрасное и красивое, что есть на этом острове. Этот дух позднее перешел к имевшему простую и святую душу Джону Клэру и к имевшему нежное сердце лирику и священнику Уильяму Барнсу — крестьянским поэтам Англии. Они писали о том, как английский народ был окончательно подавлен и унижен богатыми землевладельцами и промышленниками. Это была эпоха великой скорби и угнетений, но в то же время и эпоха праведности, когда можно было найти праведных, созерцательных мужчин и женщин в любом селении и каждой деревушке по всему острову Британия. Вот остатки того великого и драгоценного наследия, с которыми мы живем сегодня. Если на земле скорбные времена, то мы снова должны оглянуться на тех славных англичан, живущих в любви Христовой, в Царствии Небесном, а также на того, кто стоит в их главе, — на святого Георгия, великомученика и покровителя Англии. Но о нем пусть скажет покойный поэт-лауреат Джон Мейсфилд (1878–1967): «Сегодня день святого Георгия. В этот день много веков назад этот великий воин Христов просиял в восточной стране. Он убил дракона, похищавшего женщин, а англичане сочли, что совершенное им дело — святое, самое мужественное и красивое. Его из всех святых выбрали покровителем Англии, а его знамя стало их знаменем. Англичане призывали его имя столетие за столетием, особенно перед каждой битвой. Ибо народ верил, что этот муж продолжает жить после земной жизни, и, несомненно, поможет всем святым, красивым и храбрым людям, и будет помогать во веки веков…

Дух Англии сродни духу святого Георгия; это дух мужества и красоты, готовности помочь слабому. Он имеет много общего и с духом Шекспира — духом нежности и справедливости, любви к веселью и добру, привязанности к простой и наполненной занятиями жизни людей. Такая тонкая, стыдливая, кроткая, немного смешливая и самая мужественная душа — это душа Англии. Она в Чосере, Шекспире, Диккенсе. Она в старинных балладах и сказках о Робине Гуде, стоявшем за бедняков и весело странствовавшем по зеленым лесам. Она в маленьких деревушках нашего острова, в старинных домиках и церквушках, в бесчисленных древних резных украшениях, в старых мостах, в старинных английских мелодиях и занятиях англичан; стыдливая, кроткая, смешливая и самая храбрая душа, защищавшая бедных и заботившаяся о красоте. Что прекраснее этих слов можно сказать о тех людях: они стояли за бедных и заботились о красоте. Они заботились о том, чтобы самим быть справедливыми и мудрыми» [2].

Разве это не простая, святая Англия — дом всех домов, остров деревянных шпилей, богатый древней красотой, дубовыми и соломенными крышами, изобильный своими лесами и полями, душистый от аромата диких цветов, с домашним запахом земли в своих старых церквях, со своими сельскими (бегущими и вьющимися) тропинками, со своими лугами, пахнущими укропом, яблочными садами и ульями, отдаленными деревушками и ширью? Пахотные земли, старые гостиницы и любовь к домашности, прохладные апрельские дожди и свежий ячмень августа, ласточки, порхающие душистыми летними вечерами, старинные просторные сады, благоухающие английской лавандой и флоксами? Англия английских святых — разве это не есть истинный дух Англии?

http://www.pravoslavie.ru/sas/image/100226/22622.p.jpg
Икона Божией Матери «Уолсинхемская»

Но пусть великий поэт-лауреат Англии скажет еще, ибо он красноречивее меня: «Не знаю земли, более полной изобилия и красоты, чем этот остров, самый пригодный для урожаев, и хмеля, и роз. Я счастлив, что жил в стране, где почти все жили рядом с землей. Здесь все пели песни, когда несли домой свой урожай. Они в хорошем смысле гордились своими лошадьми, крупной скотиной и эвкалиптом гунни. Для Англии настанет счастливый день, когда она осознает, что истинным ее богатством являются все эти вещи и люди, заботящиеся о них. Ибо изобилие и красота земли есть подобие рая. Первоначально, когда люди жили в красоте и изобилии земли, реальность рая была совсем рядом; каждые ручеек, рощица и холм были святыми; люди от своего изобилия и красоты строили церкви и святыни с такой любовью, что ангельские духи, духи святых, обитающие на небесах, спускались на землю и жили в них среди мужчин и женщин, а люди слушали Божественное слово. Все вокруг в этом графстве наполнено этими милыми святынями, и все они относятся к глубокой древности. Я родился в этом графстве, где так много таких милых святынь и гробниц — живых свидетельств о том, что люди могут войти в рай. Я провел свое детство, глядя на эти красные пахотные земли, леса, пастбища и милые ручейки, зная, что рай находится прямо за ними».

Все древние британские святые: епископы, короли и мученики, святые настоятельницы и простодушные пастухи, отшельники и священники святой жизни — все они простые сельские жители, души которых спрятаны в сердце Англии; малоизвестные и затененные этим миром — их имена мы зачастую даже не знаем, — все они наполняют Англию, небесную Англию, ибо они носители ее подлинного духа. Та Англия, которую они создали своей красотой, не погибнет и при исполнении времен, ибо это царство Духа, а что освящено Духом, пребывает вечно, а все святое будет вечно со Христом.

Все святые Британии и Ирландии, молите Бога о нас!

Протоиерей Андрей Филлипс,
Перевел с английского Дмитрий Лапа,
глава из книги «Orthodox christianity and english tradition».

_____________

[1] Имеется в виду явление Пресвятой Богородицы в деревне Уолсинхем графства Норфолк на востоке Англии в 1061 году. С тех пор это место носит название Английский Назарет. Здесь до середины XVI века существовал монастырь, хранивший Уолсинхемскую икону Богородицы. К этой святыне съезжались паломники со всей Европы. В XX веке эту святыню начали возрождать. Сейчас в Уолсинхеме есть не только протестантское и католическое присутствие, но и православная часовня с копией иконы Богородицы Уолсинхемская. — Прим. пер.

[2] Из речи «Святой Георгий и дракон», произнесенной Дж. Мейсфилдом в Херефорде.


Вы здесь » World Wide Community — форум для всех » Англия » Христианство в Англии