World Wide Community — форум для всех

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » World Wide Community — форум для всех » Франция » Христианство во Франции


Христианство во Франции

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Вступительное слово

Вероятно, словосочетание «православная Франция» покажется странным посетителям нашего сайта, принадлежат ли они западному миру или миру восточного христианства. Ведь у поколения рубежа XX-XXI веков западная цивилизация прочно ассоциируется с католицизмом и протестантизмом, а восточнохристианская — с православием. Поэтому рассмотрение какой-либо западной страны (в данном случае Франции) как православной вызывает, по крайней мере, вопросы. Совершенно очевидно, что для подобного определения должны быть веские причины.

Вряд ли обоснование для понятия «православная Франция» можно отыскать в состоянии современного православия в этой стране. Если отталкиваться от социологических данных о православных общинах Франции, то приходится констатировать их незначительное присутствие в Пятой Республике. Согласно статистике к 1998 году Восточные Церкви насчитывали 450 тысяч своих последователей во Франции*. Из них: 210 тысяч — монофизиты (в основном армяне), 240 тысяч — православноверующие различных Поместных Церквей. Хотя эти верующие являются гражданами Франции, но по этническому происхождению они – выходцы из стран традиционно православных: России, Греции, Румынии и др. Конечно, можно назвать эти общины православной Францией, но каждому будет понятно, что это серьезная натяжка. Тем более что французские общины находятся в различных юрисдикциях и не объединены вокруг одной Церкви. К тому же их история началась сравнительно недавно. Православные приходы начали появляться с переселением в эту страну выходцев из православных государств в XIX-XX веках.

Но если новые носители православия в некотором роде чужаки для Франции, то само православие задолго до них уже имело многовековую историю на этой земле. Датой Крещения Франции признается 496 год, когда крестился король франков Хлодвиг. Но еще задолго до «официального» принятия христианства в древней Галлии появились первые проповедники Христа Распятого. Согласно церковному преданию первым епископом Лютеции (Парижа) был Дионисий Ареопагит, грек, обращенный проповедью апостола Павла в Афинском Ареопаге. Он принял мученическую смерть на горе, позже получившей название Монмартр. В протяженной исторической перспективе, от первых веков вплоть до XI века, Святая Галлия дала миру многочисленных подвижников, святителей и богословов, поминаемых до сих пор на Православном Востоке. Они-то и составляют многочисленное небесное колено православной Франции.

Таким образом, в современной Франции можно наблюдать пересечение двух исторических пластов: истории собственно французского христианства до великой схизмы 1054 года и активного развития православной традиции через православных эмигрантов, начиная с XX века. Для того, кто сегодня попадает во Францию, в первую очередь для человека верующего, было бы не безынтересно узнать, что в этой стране, кроме Лувра, Версаля, замков Луары, сыров и вина (объектов, без сомнения, достойных внимания), есть мощи православных святых, места, связанные с их памятью, евангельские святыни, волей Промысла оказавшиеся на Западе. С другой стороны в XX веке по всей Франции появилось множество новых приходов и монастырей, жизнь которых представляет для нас так же немалый интерес, потому что наши западные братья вынуждены первыми отвечать на вызовы секулярного образа жизни во всей их силе.

Проект «Православная Франция. Взгляд из России» [http://la-france-orthodoxe.net/ru/] адресован в первую очередь тем православным христианам, которые по той или иной причине оказавшись во Франции вдали от родного прихода, любимого монастыря, одним словом, оказавшись на чужбине, желали бы не оторваться от того благодатного источника, которым для любого верующего является Православная Церковь. Поэтому основным разрабатываемым направлением проекта является информационная помощь православным соотечественникам. Главными целями этого небольшого уголка сети Интернет являются:

* предоставление информации об устройстве Православной Церкви во Франции, а также справок о православных приходах и монастырях, в небольшом количестве расположенных на ее территории (разделы Церковь и Паломнику);
публикация достояния, лежащего «под спудом», под которым мы подразумеваем жития подвижников, являвшихся Божьими светильниками

* древней Галлии до окончательного перехода ее во власть римских «Викариев Христа»; а также описание святынь, хранимых во французской земле (разделы Святыни и Календарь);

* краткое описание ресурсов французского православного интернета со ссылками на них для облегчения поиска посетителями нашего сайта необходимой им информации (раздел Ссылки).

Посвящая себя работе над сайтом, мы сознательно не беремся за освещение событий текущей жизни Православной Церкви. Своей небольшой разработкой мы стараемся восполнить труды наших братьев по вере, проживающих во Франции, устремив наши силы на предоставление той информации, которая в первую очередь интересует приезжающих паломников и просто православных, прибывающих во Францию с рабочим или туристическим визитом.

В будущем на страницах сайта мы хотели бы рассказать об истории проповеди и утверждения Православной веры в Галлии, а также о причинах и обстоятельствах обращения французского христианства к абсолюту римского папизма... Интересной для нас темой является жизнь православных, покинувших Россию в годы революций и последующей гражданской войны и вынужденных поселиться во Франции, их деятельность по сохранению православной традиции.

Этим темам мы планируем посвятить отдельные разделы, для разработки которых, как и существующих, нам необходима Ваша молитвенная помощь. Мы приветствуем любые комментарии и пожелания. Будем рады получить от Вас интересные документы, статьи и фотографии.

Приглашаем к сотрудничеству всех заинтересованных в развитии сайта «Православная Франция. Взгляд из России».

Участники проекта

_______
* Archiprêtre Jean Roberti. Etre orthodoxe en France aujourd'hui, Hachette, Paris, 1998, p. 25

2

Франция, которую мы не знаем
Беседа со священником Николаем Никишиным, состоявшаяся в 2000 году в его родном городе Сарове в бытность отца Николая диаконом парижского Трехсвятительского подворья

САРОВСКИЙ ПАРИЖАНИН

Диакон Николай родом из Сарова. Так сложилось, что в 1977 году он женился на француженке и вот уже более 20 лет живет в Париже. Служит в православной церкви Трёх Святителей Московского Патриархата и преподает математику в Парижском университете. Последние годы отец Николай — частый гость в Сарове. Без него уже трудно представить церковную жизнь в городе. Своей кипучей энергией он заряжает всех вокруг. Постоянно знакомится и общается с людьми. Организует их то на чтение псалтыри на камушке преподобного Серафима, то в поход на святые источники. Устраивает молебны, читает лекции, генерирует идеи. Сфера его общения охватывает не только православных прихожан, но также работников отдела культуры и многих других учреждений города... Некоторые люди воспринимают Православие как систему запретов, делающих жизнь тоскливой. Но познакомившись с этим деятельным человеком, понимаешь, что именно Православие делает его жизнь наполненной и радостной.

Надеемся, что беседа с диаконом Николаем о жизни во Франции (и о религиозной жизни в частности) поможет вам по-новому взглянуть на эту страну.

НЕ ВЕРЬТЕ ТЕЛЕСЕРИАЛАМ

— Исторически сложилось так, что к Франции, к французам в нашей стране относятся с гораздо большей симпатией, чем, например, к немцам или американцам. Как вы думаете, почему?

— Я думаю, во-первых, потому, что Франция по своей природе и французы по своему характеру гораздо более открыты, чем все другие европейские страны и населяющие их народы. Сама Франция традиционно считает себя страной, которая принимает беженцев, несчастных независимо от их национальности и вероисповедания. Не случайно именно во Франции находится самая большая по численности и самая разнообразная по составу русская эмиграция в Европе. Только там широко представлены все ее течения, и политические, и культурные, и церковные. В Париже на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа лежит самое большое число знаменитых русских людей, похороненных в Европе. Кроме того, во французской культуре и менталитете много симпатичных нам черт. С французами нам легче общаться, чем с другими иностранцами.

— Россияне о жизни за границей судят, в основном, по телепередачам. Наверное, мы имеем об этом в корне неверные представления?

— Да, это так. В России многие считают, что на Западе люди живут в среднем легче. Однако в Библии написано, что человек после грехопадения приговорен трудиться в поте лица, где бы он ни жил. Так вот, если внимательно присмотреться, то увидим, что в любых западных странах человек, который трудится как и у нас, действительно трудится тяжело. При этом большинство людей страдает от того, что им хватает средств только на то, чтобы держаться на плаву. Они не могут дать своим детям то, что хотели бы, не могут есть то, что хотели бы. Некоторые импортные продукты питания бывают такого низкого качества, что вызывают отторжение у россиян. Но не надо думать, что их привезли в Россию потому, что на Западе их не съедят. Нет, это те же самые продукты, что лежат на полках западных супермаркетов... для людей с невысокими доходами. Конечно, есть и магазины с хорошими продуктами, но хорошие стоят в 3-4 раза дороже, и большинство населения покупает их нечасто.

Также большинство французов среднего достатка не могут куда-то далеко поехать в отпуск всей семьей. Транспорт, гостиница — все это очень дорого. Если же человек не работает, ему действительно не дают умереть с голоду. Но и шиковать на пособие по безработице он не может.

ЧУЖЕЗЕМЕЦ

— Отец Николай, вы полюбили свою вторую родину, прижились там? Много ли у вас друзей?

— Нет, я бы не сказал, что прижился. Наоборот, все больше сознаю, что слово «чужеземец» для меня и многих других русских так и будет характеризовать наше состояние. Я сформировался в России. Впитал в себя культуру русского народа, определенные стереотипы отношений между людьми, какое-то знание, которое мне было дано в детстве. А там все эти основы другие. Поэтому я, хоть и живу там 20 лет, и хорошо говорю по-французски, почти не имею французских друзей. Общаюсь, в основном, на поверхностном уровне. Почти нет французских домов, куда бы я мог прийти просто так, как здесь. В России мне довелось пожить в Сарове, Москве и в Санкт-Петербурге, и я везде, в силу своей общительности, обрастал кругом знакомых, друзей. А во Франции если и оброс, то кругом русских. Единственное, что меня объединяет с некоторыми французами, — это общность веры.

О РЕЙТИНГЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА

— Расскажите о почитании батюшки Серафима во Франции.

— Это стало для меня одним из откровений последних лет. Когда в моей жизни вдруг появился преподобный Серафим в совершенно новом качестве, со стороны западных людей. Некоторые из них мне рассказали, что преподобный Серафим им являлся. Другие поведали, что стали его почитать, так как его жизнь, учение и чудеса непосредственно им помогли и даже заставили изменить свою жизнь. Тогда я заинтересовался, почему преподобный Серафим, никогда не говоривший на иностранных языках, сумел проникнуть в сердца этих людей. Почему я тут живу, и у меня мало друзей, а у батюшки Серафима, как оказалось, много друзей.

А потом я увидел как бы материально воплощенные свидетельства такого почитания. Книги о Серафиме Саровском сейчас есть, наверное, на всех европейских языках. В музее «Саровская пустынь» уже есть некоторые из них на английском, немецком и финском языках. Многие саровчане даже не догадываются, насколько известен и велик наш земляк. В Париже стоит храм Серафима Саровского, во всех без исключения эмигрантских церквах имеется икона Преподобного. В Бургундии есть женский православный монастырь, в котором сестры, по происхождению чистокровные француженки и англичанки, настолько почитают батюшку Серафима, что они у себя в саду воспроизвели келью Преподобного. Вначале такие детали просто озадачивают, а потом умиляют. Серафим по своему, как сейчас говорят, рейтингу далеко обогнал и преподобного Сергия, и святых равноапостольных князя Владимира и княгиню Ольгу. Эти святые известны в русской среде, а преподобный Серафим известен всем.

— Последнее время вы часто приезжаете в Саров. Что вас тянет сюда?

— Главная причина — болезнь мамы. Но хочу сказать, что езжу сюда не без удовольствия. На Западе у меня произошла переоценка России, в том числе и переоценка Сарова. Раньше я воспринимал его исключительно как научный или военный объект. А сейчас все больше обнаруживаю, что для внешнего мира Саров известен прежде всего как мощный духовный центр в прошлом. А более всего известен преподобный Серафим Саровский. И осмысливая житие Преподобного, изучая историю Саровского монастыря, я понимаю, что мои поездки в Саров, вызванные обычными человеческими обстоятельствами, для меня некий шанс приобщиться к святым местам, к этой благодатной земле.

ВО ЧТО ВЕРЯТ ФРАНЦУЗЫ

— Франция — традиционно католическая страна. Вообще, насколько современные французы религиозны?

— Подавляющая часть французов совершенно равнодушна к религии. Католические церкви посещает совсем мало людей. В самых известных монастырях в среднем не более 30 монахов или монахинь (а чаще всего – 10-15). Когда общаешься с французом, утверждающим, что он – католик, обычно сталкиваешься с тем, что он ничего не знает о католичестве и уж тем более о разнице между Католичеством и Православием. Большинство из них думает, что это одно и то же.

— Тогда, получается, Католическая Церковь должна скорей проповедовать на своей канонической территории, чем на чужой.

— Это — одно из главных возражений Русской Православной Церкви теперешним устремлениям католиков, реакция на смуту умов, которую порождает их грубое вторжение в Россию. Действительно, те, кто бывал на Западе, удивляются, почему Католическая Церковь не проповедует там. Думаю, это можно объяснить тем, что своим-то проповедовать гораздо сложнее. Там сердца менее духовно восприимчивы, чем в России. Поэтому те эффекты, которых любой миссионер хотел бы ожидать, в России достигаются намного легче.

ПАРИЖ — САМАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ СТОЛИЦА ЗАПАДНОГО МИРА

— Чем отличается православная жизнь во Франции от таковой в России?

— Мне повезло, потому что я попал в самую православную столицу западного мира. В самом Париже около 20 православных приходов. Среди них есть греческие, сербские, румынские, болгарские. А 10 приходов — русские. Причем с нашей, российской точки зрения это не приходы, а приходики. На воскресных службах там бывает 30-40 человек, 5-10 причастников. Материальная жизнь приходов очень скудная. Как одно из проявлений этого – ни один из них не содержит своих батюшек и, тем более, диаконов. Все священники в возрасте до 50 лет служат в церкви и работают на светской работе. Либо, в лучшем случае, жена священника зарабатывает деньги на светской работе, а батюшка служит в свободное от домашних обязанностей время.

Такое оскудение во многом объясняется тем, что православная вера для многих из потомков русских эмигрантов превратилась в простое следование одной из семейных традиций. Некоторые церкви превратились из мест, где молятся и спасаются, в нечто вроде клубов общения по национальным интересам. Когда из России приезжает новый человек, ему очень трудно влиться в такую церковную общину. Потому-то я и попал в один из трех православных приходов Парижа, которые подчиняются Московской Патриархии. По своей численности и материальному положению они самые бедные, зато там меня приняли и помогли просто как человеку, не интересуясь, кто я такой, кто мои папа-мама, что я здесь делаю и как отношусь к советской власти.

— Как французы относятся к Православию? Много ли среди них православных?

— Сейчас идет удивительный процесс, который можно сравнить с тем, что был в России в 19-м веке, только наоборот. Тогда русская знать отходила от православной веры, считая ее слишком мужицкой и простой. Общаясь с высокообразованными католическими патерами, она очаровывалась и становилась католической. Сейчас возникает обратный процесс. Французская элита, глядя на кризис Католической Церкви и честно изучая его причины, приходит к Православию. Не случайно из 100 православных священников Франции и Бельгии около 70 — французы и бельгийцы.

— Церковная служба ведется на французском языке?

— Во многих приходах, особенно расположенных в провинции, как раз наоборот, на церковно-славянском. Ведь прихожанами могут быть не только русские или французы, но также греки, сербы, болгары. Поэтому часто «общим знаменателем» является именно церковно-славянский язык. В некоторых приходах реагируют на национальность большинства прихожан, в других — батюшка служит на том языке, какой знает. А у нас на приходе использование церковно-славянского языка является принципиальным. Мы считаем, что в Париже при любых обстоятельствах должен быть храм, куда могли бы прийти молиться оказавшиеся во Франции русские люди, не владеющие французским языком.

ФРАНЦУЗСКИЕ СВЯТЫНИ
     
— Отец Николай, какие христианские святыни находятся во Франции?

— Так получилось, что Франция пришла ко Христу уже в первые века нашей эры, поэтому на ее территории оказались величайшие христианские святыни. Назову некоторые из них:

1) Терновый Венец Спасителя, который является государственной святыней Франции.   
В 13 веке он был перенесен крестоносцами из Константинополя в Париж. Теперь находится в соборе Нотр-Дам и выносится для поклонения лишь в исключительные дни;

2) место погребения первого епископа Парижа — Дионисия Ареопагита, ученика апостола Павла. Оно впоследствии стало усыпальницей французских королей в предместье Парижа Сен-Дени. По преданию, Дионисий, будучи уже в преклонном возрасте, покинул Афины и пришел просвещать древнюю Галлию;

3) честная глава Иоанна Предтечи, которая тоже была перенесена из Византии во Францию во время крестовых походов. Она покоится в громадном готическом соборе г. Амьена в 100 км от Парижа;

4) плат (покров) Божией Матери в 9 веке был передан в Шартрский собор;

5) риза Господня (хитон Иисуса Христа, в котором он был приведен на распятие и о котором метали жребий римские солдаты) находится в 15 км от Парижа в местечке Аржантёй;

6) мощи святой царицы Елены покоятся в самом Париже;

7) мощи основателя монашества преподобного Антония Великого в 10 веке были перенесены во Францию и теперь находятся в одной из церквей близ г. Гренобля;

8) главной святыней собора г. Лиона является одна из древнейших русских икон «Спаса Нерукотворного»…

Как видите, во Франции есть много такого, о чем мы и не подозревали. Есть на что посмотреть и помимо Эйфелевой башни.

Записала Б. Курякина
«Городской курьер» №33, 17 августа 2000, г. Саров

3

Святыни Франции

За последние годы Францию посетили сотни тысяч православных, но только единицы знают, сколько эта земля, несмотря на войны и революции сохранила раннехристианских святынь. До 1054 года, когда единая Церковь раскололась на Православную и Католическую, святыни были общими. Сегодня во избежание путаницы и споров их принято называть раннехристианскими.

Терновый венец Спасителя

В октябре 2007-го гигантский Собор Парижской Богоматери не смог вместить всех желающих — Патриарх Московский и всея Руси Алексий II служил молебен у великой раннехристианской святыни, Тернового венца Спасителя. Толпа русских парижан вылилась на площадь. Терновый венец вместе с частицей Креста Господня были вынесены на алтарь, и молитва предстоятеля Православной Церкви впервые за тысячу лет зазвучала в центре Европы!

http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2009/11/couronne_.jpg
Реликварий, в котором хранится Терновый венец Спасителя. В Страстную пятницу католической Пасхалии святыню выносят из сокровищницы собора на амвон, чтобы верющие могли к ней приложиться

Терновый венец Спасителя находится в сокровищнице собора Нотр-Дам-де-Пари с 1806 года. Как же он оказался во Франции?
Последний император Латинской империи Балдуин II продал королю Франции святому Людовику IX многочисленные христианские реликвии, находившиеся тогда в Константинополе. Каково же было удивление святого Людовика, когда среди них обнаружился Терновый венец Спасителя! 9 августа 1238 года, сняв с себя королевское облачение, Людовик вместе со своим братом торжественно внес на плечах в столицу великую святыню. Через три года в Париж из Константинополя была перевезена и частица Креста Господня. Для этих реликвий в центре города на острове Ситэ была воздвигнута часовня Сент-Шапель, на строительство которой пошло в два раза больше средств, чем на покупку Тернового венца. Сюда же перенесли и фрагмент Честного Креста и один из гвоздей, вбитых в тело Спасителя. Терновые шипы, а их в Венце было 70, разошлись по храмам всего мира. Во время Французской революции Сент-Шапель была закрыта, но святыни удалось спасти — их тайно вынесли и спрятали в подвалах Национальной библиотеки.

Благодаря конкордату 1801 года между Наполеоном и Римским папой реликвии были возвращены парижскому архиепископу. Их поместили в специальные запаянные стеклянные ампулы, и с 1806 года до сего дня они находятся в сокровищнице Собора Парижской Богоматери. В Страстную пятницу католической Пасхалии Святыни выносятся в собор на амвон, чтобы верующие могли к ним приложиться. У же несколько лет Великим постом православные архиереи Сербии, Болгарии, Греции, России служат в соборе молебны, читают акафисты при стечении огромного числа верующих со всей Европы.

Чудесное возвращение Иверской Божией Матери

В кафедральном храме Трех Святителей (РПЦ) в самом центре французской столицы находится чудотворная икона Иверской Божией Матери. История ее спасения из рук торговцев похожа на детектив.

В 1930 году эмигрант А. Н. Павлов в одной из парижских антикварных лавочек увидел огромную икону Божией Матери. Павлов стал расспрашивать хозяина, как к нему попала эта икона. Оказалось, она была вывезена одним французским офицером из Москвы в 1812 году, и теперь потомки этого офицера хотели продать ее. Весть об удивительной находке быстро облетела всю русскую эмиграцию. Явление Иверской было воспринято как настоящее чудо. Как известно, в 1812 году французские солдаты, разграбившие Москву, не пощадили и церквей. Из одного только Успенского собора было вынесено драгоценной утвари 18 пудов золота и 325 пудов серебра, были сорваны оклады с икон, а из Иверской часовни пропала главная святыня — Иверская икона. Позднее, в 1852-м, была написана ее точная копия, которая оставалась в часовне до революции 1917-го, именно ее образ и остался в памяти москвичей. В 1922 году все убранство часовни было опять изъято, на этот раз большевиками, а икона перенесена в храм Воскресения в Сокольниках.

Но вернемся к нашей парижской Иверской Богоматери. Русские эмигранты привели в магазин специалистов, которые внимательно изучили поверхность доски, взяли пробы лака и краски и в результате пришли к выводу, что перед ними, вероятнее всего, именно та самая икона, которая исчезла из Москвы в 1812 году и промыслом Божиим находилась почти 120 лет в безвестности. Хозяин-антиквар быстро сообразил, что является обладателем музейной редкости, и взвинтил цену. Эмиграции пришлось создать специальный комитет по сбору средств для выкупа святыни. В конце концов удалось собрать задаток, позволивший забрать икону из магазина.

Иверская икона Божией Матери начала путешествовать по всей Франции. Перед ней совершали молебны в православном соборе в Ницце и в Каннах. Тем временем русские эмигранты продолжали собирать деньги для окончательного выкупа. Но нужная сумма никак не набиралась. Икону пришлось снова вернуть в магазин. А. Н. Павлов, ее «первооткрыватель», был в отчаянии и отправился за советом к епископу Вениамину (Федченкову), основателю подворья Трех Святителей.

Как многие эмигрантские приходы, открытые в те 30-е годы в Париже, этот новый храм помещался в бывшем гараже. Приход только образовался, и денег остро не хватало. Каменные неоштукатуренные стены, фанерный иконостас, облачения, сшитые руками прихожанок… «Денег не было никаких, на которые можно было бы покупать пищу для живших при храме пяти монахов. Ели они только то, что прихожане складывали в картонные коробки у дверей одной кельи», — так рассказывал впоследствии митрополит Антоний Сурожский о жизни прихода Трех Святителей.

Выслушав удручающий рассказ Павлова, епископ Вениамин немедленно поехал в магазин и обнаружил, что икону отправили в подвал как трудно продаваемый товар. Епископу разрешили спуститься вниз, там среди завалов всякой рухляди он и увидел Иверскую, стоящую вниз головой. Владыка Вениамин был в ужасе. Упав на колени перед образом, он на глазах удивленного хозяина стал слезно молиться. Вероятно, это зрелище произвело на антиквара сильное впечатление — он неожиданно снизил цену и даже согласился пойти на продажу в рассрочку, более того — разрешил епископу забрать икону в храм.

Владыка Вениамин начал рассылать письма по всей Франции, призывая жертвовать на выкуп иконы кто сколько может. Эмигранты, состоятельные и бедствующие, стали присылать деньги. Прихожанка Наталья Соболева продала свое единственное изумрудное кольцо, и вырученная на этом сумма оказалась решающей. В январе 1932 года деньги были полностью выплачены, и икона водворилась на приходе.

После этого счастливого события двери храма в течение месяца не запирались ни днем ни ночью. Люди со всей Франции ехали приложиться к святыне. И по сей день каждую среду вечером православные христиане самых разных национальностей читают акафист перед чудотворным образом Иверской Божией Матери.

Как святая Елена исцелила монаха

http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2009/11/DSC02023_.jpg
Рака с мощами св. равноапостольной Елены, с 1820 года хранящяася в парижскйо еркви Сен-Лe-Сен_жиль. Долгое время рака находилась высоко над главным престолом. После того как к святыне потянулись православные, а вслед за ними и католики, святыню перенесли в крипту под алтарем

В центре Парижа на улице Сен-Дени находится церковь Сен-Лё-Сен-Жиль, в которой покоятся мощи святой царицы Елены, матери императора Константина. Их история возвращает нас в IX век. Французский монах по имени Тёджист страдал неизлечимой болезнью, молился у раки св. Елены в Риме, в храме Свв. Маркеллина и Петра и получил исцеление. После этого он решил спрятаться в храме на ночь, выкрасть мощи и перевезти их во Францию. Ему это удалось. Но когда он привез мощи в свой монастырь около города Реймса и объявил об этом, монахи не поверили, что мощи настоящие, да и вообще осудили собрата-авантюриста. Вся эта история стала предметом большого «международного» епископского скандала. В конце концов папа простил монаха Тёджиста и повелел оставить святыню в монастыре. Но король Карл Лысый не был уверен в подлинности мощей, а потому приказал монаха Тёджиста подвергнуть пытке кипятком и «посмотреть, как защитит его святая Елена». Вся братия монастыря три дня стояла на коленях и непрерывно молилась. А сам Тёджист, уже однажды исцеленный св. Еленой, без страха согласился на подобную муку. Монах вышел из испытания невредимым и даже не получил ожогов! С этого времени у мощей святой начали происходить исцеления. Монастырь в Реймском епископстве, где хранились мощи, стал процветать и превратился в центр паломничества.

Во времена якобинских гонений в монастырь был направлен отряд с приказом конфисковать все монастырское имущество, а сам монастырь разрушить. Один из монахов по имени Грассар взял мощи из раки и спрятал их в отдаленной деревенской церкви. Шло время, а с ним пришли и перемены, и уже состарившийся отец Грассар решился сообщить епископу Парижскому о том, где он спрятал мощи царицы Елены. Епископат решил найти достойное место в столице для помещения святыни, и в 1820 году в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль в Париже произошла торжественная передача мощей. С тех пор они там и пребывают. Правда, за последний век об их существовании католики почти забыли, поскольку мощи находятся в саркофаге, подвешенном под сводами церкви.

В 1997 году у св. Елены представителями трех православных юрисдикций (Константинопольской, Румынской и Московской) был совершен первый молебен, а в 2003-м — первая православная литургия. За последние годы в крипте церкви появились русские иконы, два раза в месяц здесь поют акафисты и служат литургию. По молитвам св. Елены при католическом храме Сен-Лё-Сен-Жиль образовалась православная община, и это святое место в центре Парижа зажило новой жизнью.

Под Покровом Божией Матери

Собор города Шартра, что в 90 км от Парижа, знаменит не только своей «чистой» готикой и изумительными витражами. Главная его достопримечтальность — хранящийся здесь Плат (Покров) Пресвятой Богородицы. Предание утверждает, что именно он был на Пречистой Деве в момент рождения Богомладенца. Покров был подарен собору королем Карлом II в 876 году. А в 911-м Шартр осадили норманны, и тогда епископ Жантельм, уповая на заступничество Богородицы, устроил крестный ход и вывесил Плат на городской стене. Произошло чудо — норманны обратились в бегство! В 1194 году весь город и собор были уничтожены пожаром. Одна из монахинь успела отнести ларец с Покровом в подземную часовню, где он находился вплоть до возведения нового собора Нотр-Дам-де-Шартр.

http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2009/11/Chartres_5.jpg
Шартрский собор — величайшее творение готической архитектуры и христианской культуры Средневековья. Здесь хранится Покров Богородицы — фрагмент шелковой ткани бежевого цвета длиной около 2 метров

Обретение главы святого Иоанна Предтечи

История главы св. Иоанна Предтечи связана со многими трагическими перипетиями, много раз за две тысячи лет она переходила из рук в руки, исчезала и обреталась. 14 апреля 1204 года во время IV крестового похода крестоносцы захватили Константинополь. Город был разорен и ограблен. Каноник Валлон де Сардон нашел в развалинах одного дворца странный футляр. Он открыл его и увидел череп, лежащий на серебряном блюде под стеклянным колпаком. На блюде была надпись по-гречески, из которой стало ясно, что это глава св. Иоанна Предтечи. Валлон де Сардон решил увезти главу к себе на родину на север Франции. Через два года, в 1206 году, епископ города Амьена торжественно встретил мощи св. Иоанна, а в 1220 в Амьене был заложен первый камень кафедрального собора, в котором упокоилась глава св. Иоанна.

После революции по всей Франции проходили описи церковного имущества с изъятием мощей, и реликварий подвергся надругательству. С мощей сняли все драгоценности, а саму главу было приказано отправить на кладбище. Но приказ не был исполнен. Мэр города тайно вывез сокровищницу и укрыл у себя в доме. Только через двадцать лет мощи св. Иоанна опять вернулись в собор.
За последние три столетия во Франции распространилось недоверие к святыням, и паломничество к Амьенской святыне угасло. В 1958 году по благословению епископа Амьена была собрана научная комиссия, которая, проведя тщательную экспертизу, пришла к выводу, что святая глава действительно принадлежит Иоанну Крестителю.

Можно ли жить по-божески без Бога?

Для русских людей, особенно для тех, кто помнит богоборческий строй СССР, может показаться странным, что и во Франции судьба святынь была нелегкой. Французская революция тяжелым катком прошлась по Церкви. Раны вандализма до сих пор зияют на многих памятниках, скульптуры святых и ангелов обезглавлены, многие фрески замазаны штукатуркой, готические витражи разбиты. В начале XX века началась новая волна гонений. В школах запретили даже факультативную катехизацию, были закрыты сотни частных конфессиональных учреждений, из страны были изгнаны монашеские ордена, конфискованы церковные здания. Именно тогда был утвержден принцип «светскости» Французского государства.

Реформы Второго Ватиканского собора 1962 года только оттолкнули, а не привлекли молодежь. Казалось, что месса под джаз или гитару заманит заблудших овец в «современную» церковь. Но храмы опустели еще больше, их приходится продавать с молотка или сдавать в аренду под дискотеки и рестораны. В современной Франции вера подменилась актом гуманитарной помощи. Сегодня француз, подающий милостыню, отправляющий посылку голодающим африканским детям, считает, что он живет не только по совести, но и по-божески, и вполне может обойтись без Церкви, без молитвы, без слова Господня и уж наверняка без священника.

Долгие десятилетия французы были почти равнодушны к своим поистине драгоценным христианским реликвиям. За последние годы этот интерес возрос, кто знает, может в этом сыграли не последнюю роль и православные, которые ездят и в Амьен к Честной Главе св. Иоанна Предтечи, поклоняются Плату Божией Матери в 90 км от Парижа в городе Шартр, молятся у мощей царицы Елены в парижской церкви Сен-Лё-Сен-Жиль.

Журнал «Нескучный Сад»


Вы здесь » World Wide Community — форум для всех » Франция » Христианство во Франции