World Wide Community — форум для всех

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » World Wide Community — форум для всех » Австралия » Христианство в Австралии


Христианство в Австралии

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Православие в Австралии

Уже давно Православие стало мировой религией в прямом смысле этого слова, то есть распространенной по всему миру — от Аляски до мыса Доброй Надежды, от Гренландии до Новой Зеландии. Цикл материалов, рассказывающих о православных и Православии в различных уголках нашей планеты, открывает статья, посвященная Православию на Австралийском континенте.

Первые православные в Австралии появились в начале XIX века. Первая Божественная литургия была отслужена в Сиднее в 1820 году русским священником Дионисием. В 1898 году началось строительство первого православного храма (в честь Святой Троицы) для русских, греческих и арабских прихожан. Священников для постоянного пастырского служения в Сиднее и Мельбурне прислал Иерусалимский Патриархат. В 1925 году в Брисбене была построена первая русская церковь, а в 1961 году основан первый православный монастырь.

В 1850-х годах антихристианская резня в Османской империи вынудила многих православных греков и сирийцев переехать в Австралию, после 1917 года пошла волна русских иммигрантов, после 1922 года — вторая волна греков, изгнанных из Турции, а после Второй мировой войны и прихода на Балканы коммунистов добавились десятки тысяч сербов, сотни румын и болгар. Наконец, падение «железного занавеса» привело к еще одной волне иммигрантов из православных стран.

Огромный приток иммигрантов в Австралию за прошлые несколько десятилетий увеличил православное население приблизительно в 70 раз. В течение последних 30 лет Православие по численности выросло в этой стране пропорционально больше, чем любая другая христианская конфессия. Большую часть православного населения составляют четыре этнические общины: греки, сербы, русские, арабы. Эти общины имеют свои епархии:

* Австралийская архиепископия Константинопольского Патриархата, возглавляемая архиепископом Стилианом; имеет 118 церквей и приходов и 7 монастырей (официальный сайт: http://home.it.net.au/~jgrapsas/pages/);

* Австралийско-Новозеландская епархия Сербской Православной Церкви, возглавляемая епископом Иринеем; имеет 38 церквей и приходов, 2 монастыря и 2 скита (официальный сайт: http://soc.org.au/);

* Австралийская и Новозеландская епархия Русской Православной Церкви за рубежом, возглавляемая архиепископом Иларионом; имеет 31 церковь и приход, 5 монастырей и 2 скита (официальный сайт: http://www.rocor.org.au/, e-mail: diocese@rocor.org.au);

* ахиепископия Австралии и Новой Зеландии Антиохийского Патриархата, возглавляемая митрополитом Павлом Салибой; имеет 25 церквей и приходов и 1 женский монастырь (официальный сайт: http://www.antiochian.org.au/, e-mail: admin@antiochian.org.au).

Кроме того, 7 приходов содержит Румынская Православная Церковь, 3 прихода — Русская Православная Церковь Московского Патриархата, 3 прихода — Болгарская Православная Церковь, 2 прихода — Православная Церковь в Америке, 1 приход — Польская Православная Церковь.

Итого в Австралии 228 православных церквей и приходов разных юрисдикций, 15 монастырей и 4 скита. Монастыри здесь небольшие: редко где число насельников превышает 2–3 человека, а общее число монашествующих — около 50 человек. В греческие монастыри регулярно приезжают опытные монахи со Святой горы Афон для духовного руководства. В прошлом Австралию посещал даже известный старец Паисий Святогорец (1924–1994).

Есть еще раскольничьи приходы так называемой Македонской Православной Церкви и греческого старостильного «Синода Противостоящих» (туда ушла часть приходов Австралийской архиепископии Константинопольского Патриархата в результате раскола 1991 года), а также украинские приходы не совсем ясной юрисдикции, относящиеся в историческом контексте к приходам лже-митрополита В. Липковского, но они не включены в рассмотрение.

Согласно результатам переписи 2001 года, число православных в Австралии составляет 529 444 человек или 2,82% от общего числа населения. Однако, по оценкам специалистов, реальное число их выше, поскольку далеко не все из православных иммигрантов приняли участие в переписи.

В 1979 году была организована Конференция Канонических Православных Церквей Австралии (CCOCA), которая позволяет представителям разных православных юрисдикций вместе решать общие вопросы церковной жизни на Австралийском континенте.

В стране действуют православные школы и высшие учебные духовные заведения, издательства, общественные центры, выходят книги о Православии, а также периодика (например журнал «The Voice of Orthodoxy»), существуют православные радиопередачи, созываются конференции. В Мельбурне работает Институт православно-христианских исследований, в котором учатся студенты разных юрисдикций. В некоторых храмах есть святыни, иногда сообщается о чудесах, происходящих по молитвам верующих у чтимых икон.

Тем не менее, как говорит монахиня Феодора (Хатчинсон), «что касается распространения Православия в Австралии, то мы сейчас находимся в самом начале пути».

Все крупные юрисдикции в большей или меньшей степени предпринимают усилия по миссии на континенте, однако нельзя сказать, что они приносят значительный плод. Есть австралийцы англосаксонского происхождения, которые переходят в Православие из англиканства или баптизма и даже становятся священниками или монахами, но их число пока невелико. Есть даже примеры обращения аборигенов. С недавнего времени появились особые миссионерские приходы, ориентированные на австралийцев: там богослужения ведутся на английском языке.

Отец Джеф (Харви), до своего прихода в Православие 20 лет служивший англиканским пастором, считает, что одной из серьезных причин такого положения вещей, что за более чем 100 лет своего присутствия на континенте Православие так и не стало частью австралийской культуры, является замкнутость национальных общин и богослужение на национальных языках, непонятных австралийцу, из-за чего для них оказалась закрыта возможность понять красоту литургии. «Если вы хотите посетить греческую православную службу на английском языке, вам проще будет лететь в Афины: греки проводят такие службы там, но не в Австралии». Поэтому, по словам сестры Феодоры, в Австралии многими Православие воспринимается как строго этническая форма христианства, что также не способствует миссии.

Есть и другие обстоятельства. Например, архиепископ Иларион в одном из интервью предположил, что большому успеху миссии препятствует высокий уровень жизни общества, способствующий секуляризации и самодостаточности многих австралийцев.

С оценками владыки Илариона согласен и священник Александр Фильчаков. Он говорит, что «во многом это от сложившейся жизни и ментальности: здесь все сводится к потреблению материальных благ и расслаблению. Проблем практически не возникает. В Австралии можно не работать и при этом хорошо жить, получая пособие плюс льготы. И проблема миссии не в английском языке. У католиков и англикан все служится на английском, а храмы почти пустые».

Тем не менее, можно ожидать, что миссионерские усилия, прилагаемые пастырями и паствой самой быстрорастущей на континенте христианской конфессии, в будущем принесут обильные плоды.

***

Следует рассказать о некоторых наиболее примечательных монастырях, на примере которых можно хорошо видеть историю и современное положение православного монашества в Австралии. Рассказ сопровождается справочной информацией, которая может пригодиться тем православным христианам, которые окажутся в этой стране и захотят посетить одну из обителей.

Монастырь в честь иконы Божией Матери «Пантанасса» (КПЦ)
Адрес: 567 Mangrove Creek Rd, LOWER MANGROVE CREEK 2250.
Настоятель: игумен Стефан.
Телефон: + 61 (2) 4374 1060.

Монастырь основан в 1976 году и первоначально находился в Сиднее. Но в 1995 году, когда к игумену Стефану пришли первые послушники, обитель решили перенести далеко от городской суеты, в Мангровые горы, на вершину одной из них. В 2005 году начато интенсивное строительство традиционного монастырского комплекса в стиле афонских монастырей. По словам архиепископа Стилиана, «это будет первая лавра, появившаяся в Австралии». Уже сейчас монастырь известен своей иконописной школой. Всего в обители подвизаются пять монахов вместе с настоятелем. Богослужение совершается на греческом языке.

Монастырь святого Иоанна Горного (КПЦ)
Адрес: 280 Holmes Rd, FORRESTFIELD, W.A. 6058.
Настоятель: иеромонах Евагрий.
Телефон: + 61 (8) 9359 2988.

Единственный православный монастырь в западной части Австралии появился в самом начале XXI века. Все три монаха, вместе с настоятелем составляющие братство обители, прибыли из афонского монастыря Симонопетра, где отец Евагрий подвизался 14 лет. Богослужение совершается преимущественно на греческом языке, а один раз в месяц – на английском.

Свято-Преображенский монастырь (РПЦЗ)
Адрес: Richardson Road, Bombala NSW 2632.
Настоятель: архимандрит Алексий (Розентул).
Телефон: + 61 (2) 6458 3009.

Монастырь находится в Снежных горах. Был основан в 1982 году архимандритом Алексием, приехавшим со Святой Земли, где он трудился несколько лет в Русской духовной миссии в Иерусалиме. Настоятель известен как хороший иконописец. Одним из основных служений монастыря является духовное окормление паломников, которых сюда приезжает немало в праздничные дни. В настоящий момент в монастыре живут шесть насельников. Богослужение совершается на английском и церковнославянском языках.

Иоанно-Предтеченский скит (РПЦЗ)
Адрес: 3rd Avenue, Old Kent Road, Kentlyn NSW 2560.
Настоятель: иеромонах Иоаким (Росс).
Телефон: + 61 (2) 4626 3945.

По времени основания это одна из старейших православных обителей Австралии, но не всегда в ней сохранялась монашеская жизнь. В 1956 году архиепископ Савва благословил иеромонаха Димитрия (Обухова) основать монастырь в Кентлине, определив ему в помощь трех послушников. Однако в 1959 году отца Димитрия перевели на приход в г. Джилонг, двое послушников вернулись в мир, а третий целиком был занят трудами на свечном заводе, построенном рядом со скитом. В 1960 году здесь поселился монах Гурий (Демидов), прибывший в Австралию как беженец из Харбина (Китай). Подражая житию древних отцов, он нашел пещеру недалеко от скита, где проводил много времени в отшельничестве. Эта пещера — место его подвигов — ныне является местом паломничества. В 1988 году по телесной немощи отец Гурий переселился в близлежащий женский монастырь «Новое Шамордино», а умер в 1992 году 98 лет от роду. Недостроенное здание скита тем временем пустовало более десяти лет, пока в 1999 году сюда не пришел иеромонах Иоаким (Росс), православный австралиец. Он восстановил монашескую жизнь в скиту, а также начал миссию среди австралийцев. Он, в частности, издает православный журнал на английском языке «The Voice». В его планах также завершить строительство скита, начатое при отце Гурии. Богослужение совершается на английском языке.

Монастырь в честь Казанской иконы Божией Матери «Новое Шамордино» (РПЦЗ)
Адрес: 32 Smith Street, Kentlyn NSW 2560.
Настоятельница: игумения Евпраксия (Пустовалова).
Телефон: +61 (2) 4625 7054.

Община была основана в 1959 году русскими монахинями, вынужденными покинуть Китай из-за репрессий пришедших там к власти коммунистов. В 1983 году была построена новая церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. В старой церкви ныне совершает богослужения иеромонах Иоаким (Росс) из соседнего Иоанно-Предтеченского скита. Всего в обители сейчас подвизается 15 монахинь. Богослужение совершается на церковнославянском и английском языках.

Монастырь во имя пророка Илии (РПЦЗ)
Адрес: Frahns Farm Road, Monarto SA 5254.
Настоятель: иеромонах Вениамин (Форбс).
Телефон: + 61 (8) 8339 2162.

Монастырь был основан в 1995 году, с 1998 по 2003 год находился в юрисдикции Антиохийской митрополии, в 2004 году вернулся в РПЦЗ. Монастырь совершает пастырское служение для Православной миссии в Мельбурне. В обители сейчас подвизается два иеромонаха, и одна монахиня — в миссии. Все они — обратившиеся в Православие австралийцы. Богослужение совершается на английском языке.

Монастырь святого Петрока (РПЦЗ)
Адрес: PO Box 198 South Hobart TAS 7004.
Настоятель: иеромонах Михаил (Мэнсбридж-Вуд).
Телефон: + 61 (3) 6224 0871; e-mail: stpetrocabbey@trump.net.au

Единственный православный монастырь на о. Тасмания основан в 1992 году отцом Михаилом, прибывшим из Англии, и назван в честь святого Петрока, древнего подвижника VI века, родившегося в Уэльсе. Изначально это был католический монастырь, но в 1997 году его основатель, отец Михаил, перешел в Православие и был принят в Австралийскую епархию РПЦЗ.

Монастырь ведет миссионерскую работу, целью его является привлечение к Православию людей англо-саксо-кельтского происхождения. Для этого, в частности, совершаются богослужения «по западному обряду», с использованием древних литургических текстов, созданных на Западе до его отпадения от Православия. Обитель устроила несколько миссий на острове и часовню при университете Тасмании (адрес: 40 Alexander St, Sandy Bay, Tasmania), где служит иерей Барри (Джеффрис). Издается специальный журнал, посвященный Православию западного обряда. Богослужения совершаются на английском языке.

***

Дадим также несколько адресов австралийских храмов, в которых совершается богослужение на церковнославянском языке, чтобы человек русской православной традиции, оказавшись в этой стране, имел возможность посетить храм.

Канберра (Canberra, федеральная столица Автралии)

Церковь во имя святого Георгия (СПЦ)
Адрес: 32 National Circuit, MANUKA, ACT 2603.
Настоятель: протоиерей Иаков (Йович).
Телефон: + 61 (2) 6295 1344.

Церковь во имя святого Иоанна Предтечи (РПЦЗ)
Адрес: 1 Matina Street Canberra ACT 2604.
Настоятель: протоиерей Александр (Морозов).
Телефон: + 61 (2) 6295 7798.

Новый Южный Уэльс (New South Wales) г. Сидней (Sydney, столица штата)

Свято-Покровский храм (РПЦ МП)
Адрес: 135 Kildare Road, Blacktown NSW.
Настоятель: протоиерей Владимир.
Телефон: + 61 (2) 9622 5322.

Богослужения совершаются еженедельно: в субботу — с 18:00, в воскресенье литургия — с 9:30. Действует приходская школа, занятия проходят по субботам с 9:25 до 14:35.

Кафедральный Петропавловский Собор (РПЦЗ)
Адрес: 3 Vernon Street, Strathfield NSW 2135.
Настоятель: архиепископ Австралийский и Новозеландский Иларион.
Телефон: +61 (2) 9747 5892, e-mail: diocese@rocor.org.au

Богослужения совершаются еженедельно: в субботу — с 18:00, в воскресенье литургия — с 9:00.

Церковь во имя святого князя Лазаря (СПЦ)
Адрес: Cnr. Renwick Street & Dibbs Street ALEXANRIA NSW 2015.
Настоятель: иерей Раде (Радан).
Телефон: + 61 (2) 9516 1811.

Церковь во имя святого Иоанна Рыльского (БПЦ)
Адрес: 3 Cherry Place, NSW 2564 Macquarie Fields, Sydney.
Настоятель: иерей Сашо (Манасьев).
Телефон: + 61 (2) 9605 2718.

г. Ньюкасл (Newcastle)

Богоявленский храм (РПЦ МП)
Адрес: 7a, Werribi street, Mayfield West, NSW 2304.
Настоятель: иерей Александр (Фильчаков).
Телефон: + 61 (2) 49676737, e-mail: Theophany@yandex.ru

г. Бэнкстаун (Bankstown)

Свято-Никольская церковь (АПЦ)
Адрес: 2a Weigand Avenue, Bankstown, NSW 2200.
Настоятель: протоиерей Митко (Мачевский).
Телефон: + 61 (2) 9753 0657.

Богослужения совершаются на церковнославянском и английском языках.

г. Кабраматта (Cabramatta)

Покровский храм (РПЦЗ)
Адрес: 136 John Street, Cabramatta NSW 2166.
Настоятель: иерей Борис (Игнатьевский).
Телефон: + 61 (2) 4625 7743.

г. Флеммингтон (Flemmington)

Церковь во имя святого Саввы (СПЦ)
Адрес: 34 Hampstead Road, FLEMMINGTON NSW 2140.
Настоятель: протоиерей Владислав (Дордевич).
Телефон: + 61 (2) 9681 5757.

Северная Территория (Northern Territory) г. Дарвин (Darwin, столица территории)

Миссионерское подворье святого Саввы Сербского (СПЦ)
Адрес: P.O. Box 711 KARAMA Darwin NT 0812.
Настоятель: иерей Радомир (Алексич).
Телефон: + 61 (8) 8872 3540.

Квинсленд (Queensland) г. Брисбен (Brisbane, столица штата)

Свято-Никольский собор (РПЦЗ)
Адрес: 344 Vulture Street Woolloongabba QLD 4152.
Настоятель: протоиерей Гавриил (Макаров).
Телефон: + 61 (7) 3341 8881.

Свято-Никольский храм (СПЦ)
Адрес: 243-247 Valture Street, SOUTH BRISBANE QLD 4104.
Настоятель: протоиерей Милан (Цветкович).
Телефон: + 61 (7) 3844 3092.

Свято-Благовещенская Церковь (ПЦА)
Адрес: 163 Park Rd, Woollongabba/Brisbane, QD 4102.
Телефон: + 61 (7) 266 3274.

Служат на английском и церковнославянском

г. Голд-Кост (Gold Coast)

Церковь Успения Пресвятой Богородицы (СПЦ)
Адрес: 114-118 Allied Drive, ARUNDEL QLD 4214.
Настоятель: протоиерей Душан (Стефанов).
Телефон: + 61 (7) 5594 6456.

Южная Австралия (South Australia) г. Аделаида (столица штата)

Храм во имя святого Саввы (СПЦ)
Адрес: Mary Street, HINDMARSH Adelaide SA 5007.
Настоятель: протоиерей Славко (Касикович).
Телефон: + 61 (8) 8346 3580.

Церковь во имя святой Параскевы (Петка) (БПЦ)
Адрес: 1 Merlin Rd., Fulham 5024 S.A. Adelaide, SA.
Настоятель: протоиерей Тодор (Попов).
Телефон: + 61 (8) 8445 7771.

г. Уэйвилл (Wayville)

Свято-Никольская церковь (РПЦЗ)
Адрес: 41-42 Greenhill Road, Wayville SA 5034.
Настоятель: протоиерей Владимир (Дедухин).
Телефон: + 61 (8) 8271 2653.

о. Тасмания (Tasmania) г. Хобарт (Hobart, столица штата)

Храм в честь Воздвижения Креста Господня (РПЦЗ)
Адрес: 3 Augusta Road, Lenah Valley TAS 7008.
Настоятель: протоиерей Михаил (Протопопов).
Телефон: + 61 (3) 9706 3122.

Виктория (Victoria) г. Мельбурн (Melbourne, столица штата)

Свято-Троицкий приход (РПЦ МП)
Адрес: Cnr of Royal Pde. & The Avenue, Parkville VIC Australia.
Настоятель: иерей Игорь (Филяновский).
Телефон: + 61 (3) 9375 7116, 0403381967.

Свято-Троицкий храм (СПЦ)
Адрес: Cnr. Nicholson Street & Glenlyon Road BRUNSWICK EAST VIC 3057.
Настоятель: протоиерей Мирослав (Хаджи-Попович).
Телефон: + 61 (3) 9387 6420.

Церковь во имя святых Кирила и Мефодия (БПЦ)
Адрес: 3 Bayview St., Northcote 3070 Melbourne, Victoria.
Настоятель: протоиерей Велин (Ильев).
Телефон: + 61 (3) 9481 6313.

г. Джилонг (Geelong)

Скорбященский храм (РПЦЗ)
Адрес: 17 Yarran Street Bell Park VIC 3125.
Настоятель: иерей Симеон (Кичаков).
Телефон: + 61 (3) 5278 7783.

г. Ист Донкастер (East Doncaster)

Миссионерская часовня Успения Божией Матери и святого Германа Аляскинского (АПЦ)
Адрес: 4a Navarre Circuit, East Doncaster, Vic 3109.
Настоятель: иерей Владимир (Ивленков).
Телефон: + 61 (3) 9841 4411.

Богослужения совершаются на церковнославянском и английском языках.

г. Колинвуд (Collingwood)

Покровский Собор (РПЦЗ)
Адрес: 6 Oxford Street, Collingwood VIC 3056.
Настоятель: протоиерей Николай (Карыпов).
Телефон: + 61 (3) 9306 8497.

г. Уодонга (Wodonga)

Храм во имя святых апостолов Петра и Павла (СПЦ)
Адрес: 54 High Street, WODONGA VIC 3690.
Настоятель: иерей Боян (Попов).
Телефон: + 61 (3) 6024 1372.

г. Саус Ярра (South Yarra)

Русский православный приход в честь Покрова Божией Матери (КПЦ)
Адрес: 41 Moore St, SOUTH YARRA, VIC 3141.
Настоятель: архимандрит Тихон (Романов).
Телефон: + 61 (3) 98269547.

Западная Австралия (Western Australia) г. Перт (Perth, столица штата)

Троицкий храм (СПЦ)
Адрес: Marlborough Street, MT. LAWLEY WA 6050.
Настоятель: протоиерей Милорад (Соктэп).
Телефон: + 61 (8) 9343 2291.

В скобках указана юрисдикционная принадлежность прихода:

АПЦ — Антиохийская Православная Церковь
БПЦ — Болгарская Православная Церковь
КПЦ — Константинопольская Православная Церковь
ПЦА — Православная Церковь в Америке
РПЦ МП — Русская Православная Церковь Московского Патриархата
РПЦЗ — Русская Православная Церковь за границей
СПЦ — Сербская Православная Церковь

Юрий Максимов

2

Австралия: Православие в стране антиподов

Объединение с РПЦЗ показало много интересных людей и обнаружило любопытные факты: например, в Австралии, расположенной в Южном полушарии, где географически все наоборот, Православная Церковь освещает плоды на Сретенье, а вербу — в память о русской традиции — хранят в холодильнике до календарного Вербного воскресенья, хотя есть свои пальмы. О том, как живут православные в Австралии, корреспонденту «НС» Ирине Лухмановой рассказал клирик РПЦЗ протоиерей Михаил Протопопов.

http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2009/07/image0025.jpg
Храм Успения Божией Матери в Данденонге (30 км от Мельбурна), настоятелем которой является о.Михаил

— Но ведь известно, что именно в Австралию ссылали каторжников.

— Видите ли, в австралийском понимании каторжники восемнадцатого века — это теперь самые достойные дворянские семьи страны. Многие из них по окончании своих сроков оставались, занимали землю и становились «новыми австралийцами», бизнесменами и проч. Да, он, может быть, приехал в кандалах, а через десять лет у него имение в десять тысяч гектаров. Но русских Австралия тогда не пускала. Только в 1927 году страна опять открыла границы для русских эмигрантов. Русские начали тогда селиться не только в Бризбоне, но и в Сиднее, в Мельбурне. И постепенно в 1938 году открылся второй приход — Владимирский храм в Сиднее, а в 1948-м — храм в Мельбурне. В 1948 году первый епископ — Федор Рафайский — был назначен на австралийскую кафедру. Австралия стала епархией. При нем в 49, 50, 51, 52-м году хлынули эмигранты из Европы. И в Австралию приехало довольно много россиян. И начали появляться приходы. Если в 50-м году было фактически три прихода на всю Австралию, в 54-м — уже 13. На сегодняшний день у нас 35 приходов, мужской Преображенский монастырь, женский монастырь во имя Казанской иконы Божией Матери, несколько скитов. Есть приходы, где служат только на английском языке. Но у большинства приходов раннюю литургию служат на славянском, позднюю — на английском или наоборот. Язык для нас — не проблема, потому что большей частью наше духовенство выросло уже в Австралии.

http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2009/07/image0035.jpg

— Австралия такая далекая, о ней даже в новостях редко когда услышишь. Что это за страна?

— Австралия — очень благополучная, технологически развитая, многонациональная страна. По уровню жизни она ничем не уступает Европе или Америке. Хотя Австралия и участвовала во многих войнах, но на своей территории у нее никогда не было врага. Потому австралийцы всегда жили как у Бога за пазухой, им было хорошо, спокойно, жизнь была очень равномерная. И они любят этот уют. Страна имеет большей частью английские традиции: наша система парламента, система Вестминстера, суд и прочее построены на английской системе. У нас даже за последние двадцать лет размер армии уменьшился. Проблемы алкоголизма в таких размерах, как в России, нет. И преступность небольшая по сравнению с другими западными странами.

— История показывает, что, когда у людей все есть, появляется опасность застыть в материальном и душевном комфорте. Например, богатые Скандинавские страны в религиозном отношении довольно индифферентны. А во что верит «средний австралиец»?

— Для большей части австралийцев религия — это футбол. Еще — скачки, пиво, семья. И несмотря на то что более 46 процентов браков распадаются, большинство австралийцев скажет, что семья — «это для нас». Но мне кажется, у нас в какой-то мере происходит то, что происходило в Риме в конце империи: спортивными состязаниями и прочим мы отводим мысли о том, что общество разлагается. Мы увлекаем людей футболами, скачками, гонками и чем-то еще, лишь бы они не думали о том, что христианские ценности, на которых основана западная культура, утрачиваются.

Хотя посмотрите: недавно в Аделаиде на ежегодном фестивале искусств был представлен рекламный плакат: Божия Матерь сидит, но вместо младенца у Нее гармошка. Крик поднялся на всю страну! И не только Церковь, вся страна возмутилась, в газетах много об этом писали. Значит, если расшевелить австралийца, у него за душой есть что-то настоящее. Ведь известно: гром не грянет, мужик не перекрестится.

— А как в Австралии относятся к Православию, другим религиям?

— Мне кажется, что мы живем в постхристианской эре. Если раньше говорили, что Австралия — это христианская страна, то теперь этого уже не скажешь. Теперь начали говорить, что Австралия — это светская, секулярная страна, в которой все конфессии уважаются и прочее. Государство говорит, что это мнение людей, люди говорят, что это мнение государства. Заколдованный круг. Но у англикан и у католиков храмы пустеют.

http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2009/07/image0045.jpg
На территории Австралии никогда не было войн, но солдат в стране уважают. Плакат времен 1-ой Мировой (Австралия участвовала в ней на стороне Союзников):
«Хорошо купаться, но что с теми, кто в трашеях?» На фото внизу: Австралийский солдат в Палестине, 1918 г.

http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2009/07/image0055.jpg

— Есть ли в стране православная миссия? Ведь в Австралии живут язычники, аборигены.

— С аборигенами мы не встречаемся и своей миссии среди них у нас нет. У сербов есть один храм в среде аборигенов. Но туда ходят исключительно белые. Аборигены даже и не думают туда ходить. Они до сих пор живут в каменном веке.

Конечно, у нас есть определенное пополнение в рядах православных. Православие принимают, когда женятся или выходят замуж за православных. Иногда это происходит формально, иногда очень искренне. Но мне кажется, что, для того чтобы православие могло бы стать коренной верой этой страны, оно должно быть рожденным кровью мучеников. Если человек не готов постоять за что-то, он это не ценит. Например, очень много англикан относятся к Православию с огромным уважением, ходят на службы, расспрашивают, вникают в подробности, но не могут сделать решительный шаг. Ведь для них, особенно если человек из высшего общества, это означает не только переход в другую веру, но и другую культурную, социальную среду. Они должны отказаться от всей прежней жизни. И потом Православие в Австралии сегодня все-таки сохраняет эмигрантский оттенок.

Одно время была большая волна католиков, которые перешли в Православие, среди тех, кто не принял решения Второго Ватиканского собора, проходившего в Риме в шестидесятых годах. Тогда начали упразднять массу вещей, которые Католическая церковь признавала до этого. И многие католики разочаровывались и уходили к нам. Они говорили: «Мы у себя потеряли чувство мистицизма в службе. Нам нужна вот эта таинственная связь с Богом, которую сейчас католики упразднили».

Я помню, пришла одна женщина англиканской веры, эрудированная дама, и просто сказала: «Я пошла в вашу церковь и почувствовала, что я дома. Я ничего не могу понять, но я чувствую, что я дома». И вот так Бог трогает сердце человеческое, и человек остается. Но, конечно, это не массовое явление. Сейчас в Австралии больше миллиона православных, но в сравнении с англиканами и католиками это немного.

— В любое время и в любой стране Церковь призвана заниматься делами милосердия. Как это происходит в суперблагополучной Австралии? Ведь у вас и бомжей-то, наверное, нет?

— Если поискать, найдутся. Я являюсь председателем русского благотворительного общества, которое занимается социальными вопросами. У нас своя больница, дом престарелых: участок земли, на котором мы построили маленькие коттеджи, огородили забором, посадили березки, развели садики, — все равно как деревня своя в городе. И там живут одинокие люди, большею частью вдовушки, которые уже не в состоянии смотреть за своими домами, и они предпочитают перейти к нам, потому что знают, что их не оставят в одиночестве.

Такие общества есть не только в Мельбурне, но и в Сиднее, Бризбене. Наше общество также имеет программу помощи новым эмигрантам. Вот приезжают люди из России — мы им находим квартиру, подготавливаем все, что нужно для того, чтобы получить медицинскую страховку, открыть банковский счет, получить права на вождение машины и прочее. В общем, все то, что самому не сделать. В австралийском посольстве в Москве висит плакат: «Обращайтесь прямо из Москвы, мы вас встретим в аэропорту и поможем вам все это сделать».

— А чем объясняется такая особая забота?

— Тем, что, когда мы приезжали, такой помощи не было. И было трудно. Мы делаем то, что можем. Это неблагодарная работа, я вам скажу правду. Недавно мы смотрели статистику: из тысячи семей, которым мы чем-то помогли, за последние, скажем, три-четыре года к Церкви примкнуло только десять. Ведь сейчас эмигрируют в Австралию в основном люди, которых интересует только хорошая жизнь. Они получают то, что им надо, и уходят, потом исчезают. Мы их больше не видим. Иногда кто-то может позвать священника на венчание или крестины: «А вы мне помогли пять лет тому назад, здравствуйте». — «А где же вы были пять лет?» — «Ну, мы заняты, устраиваем жизнь». Но мы привыкли к этому.

— На ваш взгляд, какая самая серьезная проблема для Православной Церкви в Австралии?

— В Австралии есть одна на всех очень серьезная проблема — это засуха. Все водохранилища страны содержат менее 30 процентов запаса воды. Австралия высыхает, самая большая река Мари, наша австралийская Волга, почти совершенно обмелела из-за того, что у нас не было приличных дождей около десяти лет.

— А молебны вы служите?

— Служим. И хорошо потом капает. У меня газон тогда зеленеет. Но водохранилище не наполняется, к сожалению.
Если же говорить о церковной жизни, самый серьезный вопрос — это ассимиляция молодежи, ее отход от Церкви, от ценностей родителей. Молодежь становится менее активной. А сегодня менее активной, завтра — безразличной, послезавтра вообще уйдет. Потому мы очень много сил направляем на то, чтобы молодым было в Церкви интересно. Создаем приходские школы, организуем певческие съезды для тех, кто любит петь, ежегодный молодежный съезд, лагерь. Для того чтобы заинтересовать тех, кто говорит, что уже и так все знает, мы восстановили литургию святого Марка, которую будем постепенно проводить по приходам. Ведь молодые готовы и выучить песнопения, и научиться правильно прислуживать, если все это им интересно.

Сейчас мы организовываем паломничество в Россию на сто человек. Нам хотелось бы, чтобы молодые люди приехали, посмотрели, зарядились бы духовно и, вернувшись, поняли, что они принадлежат к чему-то великому, красивому, большему, нежели то, к чему они привыкли у себя на приходе. Мы иногда становимся очень узкими и замкнутыми и не видим того, что происходит вокруг. Мы забываем, что являемся неотъемлемой частью великой Русской Церкви, великого русского народа. У нас общая история, общие святыни и святые. Из Австралии мы вскоре планируем привезти одну из наших чудотворных икон Божией Матери, вывезенных еще Белой армией.

Очень нужны такие паломничества, просто человеческие связи. Сейчас наши приходы ведут переговоры о том, чтобы из России приехала драматическая группа для постановки приходских спектаклей. Чем больше будет таких контактов, тем меньше будет переживаний о нашем каноническом общении, тем легче будет доверять друг другу.

— Вам удается сохранять русскую культуру или ей тоже угрожает ассимиляция?

— Видите ли, когда люди уезжали из России за границу, первое, что они делали, это строили храмы. Потому что храм олицетворял потерянную родину. И вся культурная жизнь строилась вокруг прихода. И потому для нас неразделимы церковь и культура, это наше общее наследие.

Церковь была местом, где человек, который был профессором в хорошее время, в Австралии убирал уборные, но в церковь он мог прийти и быть тем, кем был всегда. И к нему относились с тем уважением, к которому он привык. Поэтому люди в Австралии могли начинать жизнь с ничего, но в русской колонии они чувствовали себя полноценными и уважаемыми. Это было очень важно. Даже те, кого трудно назвать очень верующим, приходили в храм, чтобы побыть «со своими».

— Праздники — Рождество, Вербное воскресенье — вы отмечаете как-то по-своему, по-австралийски? Ведь в Австралии, наверное, и елок нет.

— Почему нет елок? Есть елки. Здесь пихты растут. А на Вербное воскресенье мы заранее готовим вербу. Она тоже у нас растет, только цветет в другое время года. Но мы веточки снимаем, заворачиваем и кладем в морозилку. И к празднику у нас — свежие вербочки. Зато у нас и пальмы бывают на Вербное воскресенье. А освещение плодов на Преображение у нас происходит зимой, в феврале, на Сретение.

— Отец Михаил, вы — участник исторического события — подписания Акта о каноническом общении между РПЦЗ и РПЦ МП. Насколько единодушны были в этом вопросе приходы Австралии?

— Не все приветствуют объединение. Один из главных аргументов оппозиции — неверие в то, что Церковь в России теперь не служит государству. За всем этим стоит отсутствие информации и страх. Есть люди, которые никогда не были в России, живут старыми шаблонными идеями о том, что здесь все плохо. Для них в России все попы с погонами, с портупеями и пистолетами, все свои проповеди кому-то докладывают. Те, кто в свое время пострадал от коммунистов, или те, кто жил в Китае (в Австралии очень много русских приехало из Китая), и видели там в пятидесятых годах советский террор, — просто не доверяют. Битая птица и куста боится. Но их всех надо понять, это наша паства.

Есть и простое нежелание выйти из зоны собственного комфорта: мы привыкли так, на нас хватает, зачем нам соединяться? После нас пусть наши дети соединяются, а нам хорошо так. Кстати, молодежь совершенно спокойно относится к объединению. Но все-таки 90 процентов людей — за объединение. Акт о каноническом общении ничем не компрометирует наши принципы, абсолютно ничем. Мы остаемся самостоятельной Церковью, которая живет по своим исконным законам. Лично я считаю, что с подписанием Акта о каноническом общении гражданская война в России кончается.

— Как возникла Православная Церковь в Австралии?

— У Православия в Австралии история, прямо скажем, не хрестоматийная. Русские в Австралии появились еще в девятнадцатом веке. А первый священник оказался самозванцем — некто Николай Манович. Он приехал в Австралию в 1916 году, начал крестить и венчать, и брал настолько большие суммы денег за требы, что русские пожаловались на него в полицию. Русский консул, Алексей Дмитриевич Путята, узнав об этом, просил Синод найти настоящего священника, который мог бы приехать и восстановить авторитет Православия. И был послан отец Павел Корчинский с Гавайских островов. Он был известным миссионером в Америке, вместе с будущим патриархом Тихоном путешествовал по Аляске. Но он, к сожалению, только год здесь побыл, потому что климат оказался неподходящим. Он вернулся в Россию и в Синоде попросил, чтобы сюда назначили священника. Но началась революция, и Австралия осталась без священников до 1923 года. В 1923 году, когда Белая армия на Дальнем Востоке прекратила свое существование, в Австралию приехало три священника. И уже в 1925-м первый русский православный приход во имя святителя Николая Мирликийского был создан в Бризбоне.

А вскоре Австралия, опасаясь «большевистской заразы», прекратила принимать русских. Просто закрыла свои границы и сказала: «Никаких русских мы не пускаем».

Журнал «Нескучный Сад», 25 июля 2009 г.


Вы здесь » World Wide Community — форум для всех » Австралия » Христианство в Австралии