World Wide Community — форум для всех

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » World Wide Community — форум для всех » Бразилия » Христианство в Бразилии


Христианство в Бразилии

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Православие в Бразилии — не экзотика

Беседа со священником Дионисием Казанцевым, который уже три года несет священническое служение в Бразилии.

http://prichod.ru/upload/iblock/fe4/13778.jpg

— Отец Дионисий, недавно старейший православный приход в Бразилии отпраздновал свое 100-летие. А сколько всего приходов Русской Православной Церкви в Бразилии?

— В настоящее время в стране пять храмов Московского Патриархата и три православных общины, не имеющих своего храма. В Рио-де-Жанейро, практически в центре, находится храм святой мученицы Зинаиды. В пригороде Рио есть русская православная церковь во имя святого апостола Иоанна Богослова, она приписана к приходу, настоятелем которого является священник Василий Гелеван. До недавних пор почивший ныне отец Терсилио Карлини вел там миссию среди бразильцев. Еще один храм построен в городе Порту Алегри и посвящен преподобному Сергию Радонежскому. В бразильском штате Риу-Гранди-ду-Сул действуют два храма Московского Патриархата: Петропавловский — в Санта Розе, где я нахожусь, и во имя святого апостола Иоанна Богослова — в городе Кампина-дас-Миссоес.

Помимо этого есть общины, которые не имеют своих храмов. В 50 километрах от приходского дома, где я с семьей живу, есть община в городе Вилла Пратос, также приходы существуют в столичном городе Бразилиа и в Манаусе (столице штата Амазония).

Есть в Бразилии и приходы других Поместных Православных Церквей. Основная в Латинской Америке — Антиохийская Православная Церковь. Есть также Константинопольская и Польская Православные Церкви. В Бразилии живут даже старообрядцы — поповцы и беспоповцы.

Раньше русских общин было еще больше. Диктаторский режим Жетулиу Варгаса в первой половине ХХ века вел политику, направленную на ассимиляцию иностранцев, что привело к закрытию русских школ и храмов. До сих пор в некоторых городах есть закрытые православные храмы, которые стоят как музеи, и есть русские общины, которые молятся мирским чином. По некоторым оценкам, русское население Бразилии может составлять до 400 тысяч человек, хотя официальные цифры, конечно, гораздо меньше. Чтобы разобраться с этим вопросом, нужна большая этнографическая экспедиция.

— География приходов отражает места наибольшего скопления русских в Бразилии?

— Сейчас нет. Хотя именно там, где служу я, действительно проживает большая община — около полутора тысяч этнических русских, чьи предки приехали сюда в конце XIX века. Примерно 300 человек ходят в храм, что по нашим меркам немало.

— Как относятся к православным местные христиане, большинство из которых католики?

— Традиционно Бразилия считается католической страной, но в последнее время в связи с поправками в законодательстве стало легко зарегистрировать любую религиозную общину и назвать ее церковью — для этого нужно иметь при себе минимальный набор документов, а также открыть счет от 100 тысяч долларов. Сейчас регион просто захлестывает волна новых религиозных движений и протестантских общин, а нередко вновь открываемая «церковь» оказывается больше похожей на финансовую пирамиду. Так, в нашем городе с 80-тысячным населением действуют 24 религиозных организации, в названии которых есть слово «церковь».

Бывает, читаешь в газете о том, что открылась новая «церковь», она начинает раскручиваться через телевидение, потом появляется множество «чудес и исцелений», которые происходят по воззваниям лидеров этой группы, а потом то же телевидение сообщает, что руководство группы в основном занималось тем, что собирало деньги с народа, и теперь их разоблачили.

Конечно, паства католиков испытывает сейчас некоторые трудности. Но нас, православных, они очень уважают.

— Получается, люди в Бразилии религиозны, атеистов мало?

— Да, но незнание основ веры доходит порой до абсурда. Даже в больших городах, бывает, слышишь: «Раньше у меня на углу был католический храм — я ходил в него. Теперь я переехал в другой район и у меня на углу синагога — я хожу в синагогу».

При разнообразии религиозных общин, называющих себя христианскими, разумеется, многие местные жители первоначально думали, что наш православный приход — какие-то сектанты или носители непонятной «веры русских». Поэтому когда мы с супругой прибыли сюда три года назад, важной задачей был выход из информационного гетто. Для этого я просился на радио, на телевидение, принимал участие в городских праздниках, мероприятиях. Шел везде, куда бы меня ни приглашали. Также я просил слова в крупнейших российских информационных агентствах, в прессе. Это дало результаты.

— Вы даже стали почетным жителем города Санта-Роза…

— Да, случилась такая интересная история. У нас сложились добрые отношения с властями, мы много взаимодействуем. Бывает, планируется какой-то городской вечер, на него приглашают и нас с матушкой. На таких мероприятиях мы рассказываем о России или вкупе с поздравлением поем песни, среди которых, например, «Песня про коня», «Катюша». С молодежной группой потомков русских эмигрантов при поддержке местного культурного сообщества «Волга», во главе которого стоит писатель Жосинто Заболотский, готовим постановки русских народных танцев — они регулярно получают первые призы на фестивалях в нашем штате.

Постепенно наш приход становится известен. И у нас на приходе гостями бывают религиозные лидеры, культурная «элита», руководство города. Главное в наших трудах — быть открытыми для всех. В каком-то смысле прихожане русских православных храмов в этой стране выступают посредниками в отношениях между жителями Бразилии и России.

— Есть ли среди ваших прихожан бразильцы?

— Имеются такие, а также есть несколько бразильцев, которые не перешли в Православие, но являются «друзьями прихода» — они помогают готовиться к праздникам: прибираться в храме, готовить угощения и так далее.

Среди наших прихожан много смешанных браков: русские с немцами, русские с поляками, русские с итальянцами. И если православный супруг тверд в вере, ведет активную религиозную жизнь, то приводит, в конце концов, в Церковь свою вторую половину.

— Какую внебогослужебную деятельность вы ведете на приходе?

— У нас бывают совместные обеды, культурные вечера, выставки. Для бедных прихожан мы собираем продуктовые пайки, немного помогаем здешним индейцам. С деньгами сложно, хотя в целом уровень жизни здесь сравнительно высокий, особенно в продуктовом плане ведь, круглый год тепло, крестьянам удается снимать по три урожая фруктов и овощей.

Поскольку большинство наших прихожан в той или иной мере утратило русский язык, мы с матушкой решили, что нужно открыть хотя бы небольшие языковые курсы. Местные колледжи выделили нам стулья, парты, классные доски, помещение, и мы стали проводить занятия по русскому языку и культуре. Мы приглашали туда и русских, и коренных жителей. Кроме того, проходят катехизаторские беседы с детьми и взрослыми.

Важной вехой был перевод на португальский язык православного календаря. Уже третий год мы издаем этот календарь со святцами и краткими поучениями. Идет работа и по переводу богослужебных книг. Особенно активно этим занимается священник Василий Гелеван в Рио-де-Жанейро. Требы мы уже сейчас часто служим по-португальски.

— Кто ваши прихожане? Это эмигранты? Туристы? Специалисты, приехавшие работать по контракту?

— Наш приход составляют в основном эмигранты. Я выделяю пять волн эмиграции. Первая — до революции, даже до 1905 года. Вторая волна — 1917 год и гражданская война. Третья — после 1945 года. Четвертая — наши соотечественники, прибывшие из Шанхая и других мест азиатского региона в 1950-х годах. Пятая — конец XX — начало XXI века, ее по большей части составляют различные специалисты, приехавшие на работу. У меня на приходе в основном потомки эмигрантов самой первой волны. Тогда крестьяне, ремесленники прибыли из Сибири, других российских областей. Среди них есть и белорусы с украинцами.

В 2009 году штате Риу-Гранди-ду-Сул начали отмечать День русского человека в связи со 100-летием пребывания здесь русской общины. Часть этих эмигрантов в течение XX века уехала — в Аргентину, Парагвай, Канаду или просто другие штаты Бразилии. В основном потомки дореволюционных эмигрантов до сих пор занимаются земледелием и ремеслами.

— Насколько эмигрантам и их потомкам удалось сохранить родную культуру?

— В целом удалось. Правда, язык во многом утрачен — только примерно пятая часть изъясняется по-русски хорошо. Есть люди, которые понимают русский, но не говорят на нем. Интересно, что в этой среде много смешанных слов. Например, есть русско-бразильский глагол «фалтовать» от слова faltar (порт.) — его используют, когда хотят сказать, что чего-либо не хватает.

Роль храма в сохранении культуры огромна. Те, кто старался быть ближе к храму — те и культуру сохранили. А те, которые состояли в каких-то светских культурных сообществах, со временем без духовной подпитки от нее отошли.

— Часто за границей православный приход становится сердцем русской общины, и в храм начинают ходить даже те, кто не интересовался религией на родине.

— Да, я вижу это по нашим бразильским приходам. Люди, может быть, на Родине не имели времени или решимости задуматься о Боге, а здесь обнаруживают свою нищету духовную и начинают искать храм.

— Расскажите, пожалуйста, о богослужениях у знаменитой статуи Христа на горе Корковадо.

— В 2008 году при участии Церкви был осуществлен большой проект — «Дни российской культуры в Латинской Америке». Тогда на горе Корковадо близ Рио-де-Жанейро впервые была отслужена православная Литургия. Ее совершили иерархи Русской Церкви: митрополит Аргентинский и Южно-Американский Платон, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, архиепископ Хустский и Виноградовский Марк, архиепископ Рязанский и Касимовский Павел (ныне — митрополит Рязанский и Михайловский), епископ Домодедовский Евтихий, епископ Каракасский Иоанн, а также члены российской делегации в священном сане, прибывшие в Бразилию для участия в Днях России в странах Латинской Америки.

Статуя Христа, которая была изготовлена в 1930-х годах во Франции и установлена на горе близ Рио-де-Жанейро, очень почитаема всеми католиками Латинской Америки. Внутри статуи устроен небольшой храм. И, конечно, этот скульптурный образ Христа вызывает самые светлые и добрые религиозные чувства.

В этих местах открывается просто удивительный вид: длинная горная цепь, и статуя стоит на ее конце, как символ Альфы и Омеги.

Нам показалось, что если совершать службы на Корковадо, Русская Православная Церковь станет ближе и бразильцам. Были проведены переговоры с архиепископом Рио, и он позволил совершать молебны в любое время, но на совершение Божественной литургии мы запрашиваем разрешение отдельно. Все происходит на безвозмездной основе. В прошлый раз литургию мы служили в 2011 году, в январе, в день новолетия. Ощущения, конечно, непередаваемые. Один раз мы служили на открытом воздухе — начали в облаках, а во время пения Херувимской выглянуло солнце!

Беседовала Мария Хорькова

2

Православие. Югра. Бразилия…

Удивительная судьба этой молодой пары. Денис родился в Урае, Кристина — в Радужном. Денис закончил Московскую духовную семинарию, работал в ОВЦС Московской Патриархии. Кристина выросла в Ханты-Мансийске,  с отличием закончила школу № 3. Сегодня они живут… в далекой Бразилии, где священник Дионисий Казанцев является настоятелем двух храмов Русской Православной церкви — святых апостолов Петра и Павла в городе Санта-Роза и храма Иоанна Богослова в городе Кампина-дас-Миссоес…

http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/06/para-d-580x386.jpg

Православных в мире множество, по разным оценкам количество людей, отождествляющих себя с этой религией, колеблется от 180 до 250 миллионов человек. Есть таковые и в далекой Бразилии, где имеется пять приходов Московского Патриархата.
История их возникновения началась столетие назад, когда в Латинскую Америку в поисках лучшей доли отправились тысячи наших соотечественников. Значительная их часть осела на самом юге Бразилии. Трудно сказать, чем прельстили тогда крестьян из Сибири, Волыни, Белоруссии эти места, где в болотистых джунглях «много диких обезьян» и ядовитых змей. Судя по всему, наш мужик оглядел сельву, поплевал на заскорузлые ладони и взялся за плуг… Не забывали славяне и о душе – сразу начали строить православные церкви. Так, в 1912 году храм святых апостолов Петра и Павла появился в городке Кампина-дас-Миссоес.

http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/06/para-d2-401x600.jpg

Несколько лет назад прихожане — потомки переселенцев из Российской империи — обратились в Московскую Патриархию с просьбой назначить им священника. Православная церковь никогда не забывает о своей пастве. Просьба верующих была удовлетворена, и в 2010 году в далекую Бразилию отправился отец Дионисий и матушка Кристина. Потом  прихожане, предки многих из которых были родом из Сибири, часто говорили, мол, не зря к ним прислали священника-сибиряка.

Рассказывает матушка Кристина:
— Прежде я вообще никогда не бывала за границей, а тут пришлось ехать не в турпоездку, а практически на ПМЖ… В диковинку нам оказалось все — климат, особенности церковной службы, отношение окружающих. Привыкали, конечно, долго. Зато сейчас я ловлю себя на том, что в разговоре употребляю слово «дом» по отношению к Санта-Розе…

Если говорить о бытовых условиях, то батюшке община выделила  домик, утопающий в зелени. На небольшом приусадебном участке разбит садик, где растут не огурцы-помидоры, а манго, папайя, карамбола. Через несколько дней после приезда молодой семьи прихожане начали привозить мебель. Как потом они простодушно признавались, сначала им надо было посмотреть на священника — хороший ли он человек, стоит ли ему помогать обустраиваться. Оказалось — хороший.

Бразилия, как и ее соседи по Южной Америке — католическая страна, со своим особым менталитетом. Удивление местных жителей вызвало само существование жены у отца Дионисия, ведь католические священники дают монашеский обет безбрачия. Именно поэтому они с особым вниманием следили за каждым шагом матушки, ее поведением, настроением, отношением к окружающим. Вспоминая первые недели жизни «за океаном», Кристина улыбается:

http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/06/para-d3-580x435.jpg

— Матушке приходится быть примером для прихожан, постоянно что-то рассказывать, объяснениями смягчать строгие православные правила поведения в храме. И батюшка каждое свое действие, каждую молитву старается сопровождать рассказами — зачем и почему совершает. Считаю очень полезными и программы о православии, которые мы еженедельно ведем на городском радио — количество их постоянных слушателей постоянно растет.

Нельзя сказать, что приходы, окормляемые отцом Дионисием, велики. В 80-тысячной Санта-Розе храм посещают 35-40 человек, в маленьком 6-тысячном Кампина-дас-Миссоес, где живет наибольшее число выходцев из славянских стран — около 120. Тем не менее, Московская Патриархия не забывает о далеких единоверцах. Часто сюда приезжают делегации из России, отец Дионисий  занимается православным паломничеством, и уже первая группа россиян побывала на далеком континенте. Раз в год обязательно бывает владыка, частым гостем является благочинный Бразильского округа протоиерей Анатолий Топала.

Доброжелательные и гостеприимные бразильцы вообще очень веротерпимы, у них нет понятия «секта», все они считаются религиями. В одной только Санта-Розе насчитывается 24 храма различных христианских течений. Кстати, здешнюю православную церковь местные жители ласково называют «Себолинья» — «Луковка»…

http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/06/para-d4-580x435.jpg

— У нас налажен хороший контакт с католическими храмами, — рассказывает Кристина. — Они помогают нам мебелью, утварью, сценическими костюмами для постановки Рождественских спектаклей. Более того, в католическом бенедиктинском монастыре пишут… православные иконы и продают в своей церковной лавке. А еще там в прошлом году находилась частичка мощей Силуана Афонского — известного русского святого, большую часть прожившего на Афоне. И монахи издали его житие на португальском языке.

По словам матушки, для прихожан очень важно присутствие «русского» священника на южноамериканской земле. Раньше они просто не осознавали, что православие — это огромный мир, а теперь гордятся своей «особостью». Когда встречают на улице отца Дионисия, то тут же начинают представлять его своим знакомым: это наш батюшка, он к нам из России приехал! Уважение горожан простерлось столь далеко, что недавно они присвоили священнику звание почетного гражданина Санта-Розы…

14 октября прошлого года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в Кампина-дас-Миссоес, на площади Святого равноапостольного князя Владимира был совершен молебен. По завершении молебна состоялось открытие построенной на площади при содействии местных властей пятиметровой арки, увенчанной куполом и крестом в честь 100-летия русского Православия в Бразилии.

За три минувших года у Казанцевых среди соседей и прихожан появилось немало друзей, которые нередко приглашают семью священника в гости. Вспоминая это, матушка улыбается:
— Сложно было привыкнуть нам и к латиноамериканской пище. Еда там достаточно однообразная, когда идешь в гости, то заранее знаешь, чем будут угощать…

http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/06/para-d5-580x435.jpg

С большим трудом в сознание прихожан внедряется понятие православного поста. Южная Америка вообще и Бразилия в частности — территория «мясоедов», не представляющих себе стола без блюд из говядины. А отказ от нее, скажем, на долгих сорок дней Великого поста являются для прихожан подвигом сродни мученичеству. Тем не менее, вода камень точит…

В представлении большинства россиян Бразилия — страна «белых штанов», футбола и преступности. Так ли это на самом деле? По мнению матушки, все относительно:
— В провинции преступности мало, в основном процветают мелкие кражи. Нас раз пять обворовывали, то флешку уведут, то вентиляторы из храма, то сушившееся белье. А вот отец Василий, только приехавший в Рио-де-Жанейро, однажды по ошибке заехал в фавелы (городские трущобы — А.Р.) и тут же попал на «разборку» между бандами. А он был с семьей. Ему было очень страшно, пока вооруженные автоматами люди все-таки их не отпустили.

Бразильцы действительно являются фанатами футбола. Можно сказать, что это национальная идея, которая объединяет людей всех возрастов и разных социальных слоев. Однажды мы пересекали во время такого мачта границу между Аргентиной и Бразилией, то удивлялись, что на таможне работал только один сотрудник. А когда переехали границу, то увидели, что все таможенники смотрят футбольный матч по телевизору…

Полтора года назад и в семье Казанцевых случилось счастливое прибавление — родилась дочка Людочка. Она растет сразу в двух языковых средах, поэтому ей приходится нелегко, ведь каждое слово она слышит и на русском, и на португальском. Девочка очень любит храм и всегда просится в церковь. Во время первого в своей жизни путешествия на «историческую Родину» самым большим потрясением для ребенка стало существование столь непонятной субстанции, как снег. Она привыкла к южноамериканской «зиме», когда банан листья сбрасывает…

В наше насквозь прагматичное время журналисту нельзя не задать вопрос о материальном благосостоянии семьи православного священника, живущего на другом конце света. Оказывается, батюшке начисляется зарплата из Патриархии, которой вполне хватает на еду, одежду, отдых. Что касается остального, то приходы вынуждены обеспечивать сами себя, для прихожан существуют небольшие членские взносы. В Кампина-дас-Миссоес их хватает, а в Санта-Розе — нет…

http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2013/06/para-d6-580x435.jpg

В завершение нашего разговора проведем небольшое блиц-интервью с матушкой Кристиной:

— У вас экономическое образование. Как вы думаете, удастся ли вам реализовать себя в Бразилии в профессиональном качестве?

— А зачем? Мне очень нравится то, чем я сегодня занимаюсь.

— Вы сейчас приехали в Россию в отпуск. Бросается ли в глаза отличие наших сограждан от бразильцев?

— В России народ более напряженный. Там все тебе улыбаются, разговаривают. Но здесь я людей понимаю, а там — не всегда

— А приходилось ли вам там плакать? Если не секрет, то по какому поводу?

— Пожалуй… Например, в Бразилии принято, чтобы священник заранее по телефону всех предупреждал о предстоящей службе. А если вдруг он замотался и не позвонил, то могут и не прийти. Поневоле становится обидно…

— А есть ли у вас поводы для гордости?

— Конечно! Поют в наших храмах очень хорошо, меня это радует. Вдохновляет, что прихожане учат тексты на абсолютно непонятном для них языке, ведь русский язык многие из них уже забыли. Или, например, болеет человек, а тем не менее приходит на службу — чем не повод для гордости за него?

— Сейчас вы возвращаетесь в Бразилию — какие подарки везете друзьям?

— Ой, подарки составляют большую часть моего багажа! Чего только не везу: российские гербы, флаги, матрешки, иконы, георгиевские ленточки. Слава Богу, побывали на Родине, пора и домой…

Газета «Юграинформ»,
Андрей Рябов,
11 июня 2013 г.


Вы здесь » World Wide Community — форум для всех » Бразилия » Христианство в Бразилии